Статья 11. Нормативные правовые акты, применяемые судом при разрешении гражданских дел

1. Суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.

2. Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

3. В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданского дела применяет правила международного договора.

5. Суд в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации при разрешении дел применяет нормы иностранного права.

Комментарий к статье 11 ГПК РФ

1. В комментируемой статье содержатся правила об иерархии нормативных актов в процессе применения материального законодательства при разрешении гражданских дел. В ч. 1 комментируемой статьи в круг применяемых судом включены практически все возможные источники права, от Конституции РФ до обычаев делового оборота <1>.

--------------------------------
<1> См., например: БВС РФ. 2000. N 2. С. 8; 2002. N 4. С. 16; N 10. С. 3 - 4.

Конституция РФ как основной источник права подлежит непосредственному применению в судебной практике при разрешении судами споров (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия"), что подтверждается судебной практикой <1>.

--------------------------------
<1> См., например: БВС РФ. 1998. N 11. С. 1 - 2; N 12. С. 6 - 7.

2. Если в отношении вопроса, подлежащего разрешению судом при рассмотрении конкретного дела, имеются несколько законодательных и иных нормативных актов, по-различному его разрешающих, суд должен исходить из установленной Конституцией, законом и иным актом иерархии нормативных актов. В частности, при установлении противоречий между федеральными законами и указами Президента, постановлениями Правительства РФ суд при вынесении решения руководствуется законом, при наличии противоречий между положениями федеральных органов исполнительной власти и актов вышестоящих органов суд руководствуется актами вышестоящих органов и т.д.

3. Суд вправе сослаться в решении и на нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. С 15 мая 1992 г. в России введена государственная регистрация нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, а соответствующие полномочия по регистрации возложены на Министерство юстиции РФ, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

С фактом правовой регистрации связывается правовая сила таких нормативных правовых актов. В настоящее время требуется регистрация нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, имеющих межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (п. 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009) <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3895.

В соответствии с п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" <1> нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663.

Только нормативные правовые акты, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, или сведения конфиденциального характера, не подлежат опубликованию. Таким образом, суд не вправе сослаться в решении как на незарегистрированные, так и на неопубликованные нормативные акты.

4. В России в силу федеративного устройства определенные вопросы отнесены к исключительной компетенции РФ, ряд вопросов является сферой совместного ведения РФ и ее субъектов в соответствии со ст. 72 Конституции РФ, иные вопросы отнесены к исключительной компетенции субъектов РФ. При установлении противоречий между федеральными законами и правовыми актами субъектов РФ, органов местного самоуправления суду следует определять норму, подлежащую применению, исходя из компетенции органа, принявшего или издавшего соответствующий акт в соответствии с Конституцией РФ.

5. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, в связи с чем им принадлежит приоритет при применении <1>.

--------------------------------
<1> См., например: БВС РФ. 2002. N 1. С. 18 - 20.

При применении норм международного права следует руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" <1>.

--------------------------------
<1> БВС РФ. 2003. N 12.

Суды применяют нормы иностранного права (см. разд. VI "Международное частное право" ГК), а также вправе исходить в правоприменительной деятельности из аналогии закона и аналогии права.

В качестве примера обычаев делового оборота можно привести Международные правила толкования торговых терминов "Инкотермс", которые являются сводом таких обычаев и подготовлены Международной торговой палатой, Принципы международных коммерческих договоров, подготовленные УНИДРУА.

6. Судебная практика, при всей дискуссионности вопроса, на наш взгляд, также является источником правового регулирования, и важнейшие ее положения могут быть положены в основу судебных актов <1>.

--------------------------------
<1> См.: БВС РФ. 2002. N 10. С. 7 - 8.

Существенное значение имеет практика Европейского суда по правам человека, которая также в силу вступления Российской Федерации в Совет Европы и признания юрисдикции данного международного суда обязательна в процессе правореализации.

Другой комментарий к статье 11 ГПК РФ

1. Статья 11 ГПК посвящена источникам норм материального права, применяемого при рассмотрении гражданских дел. В отличие от гражданского процессуального законодательства, относящегося к предмету исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции, ст. 1 ГПК), материальное право разнообразно по источникам. Так, гражданское право относится к предмету ведения исключительно Российской Федерации, а трудовое и семейное - к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.

Нормативные правовые акты и иные источники норм материального права, на основании которых суды разрешают гражданские дела, названы в порядке, определенном их юридической силой: Конституция, международные договоры РФ, ФКЗ, ФЗ, акты Президента и Правительства РФ, акты субъектов РФ, муниципальных образований. Нетрудно заметить, что в числе источников правового регулирования материальных правоотношений не названы прецеденты ЕСПЧ. Между тем, присоединившись к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Россия признала обязательными для ее судов позиции ЕСПЧ в толковании Конвенции и Протоколов к ней в постановлениях по конкретным делам (см. Постановление Пленума ВС РФ от 19.12.2003 N 23). Обычаи делового оборота применяются в сфере предпринимательской деятельности и лишь в исключительных случаях могут применяться судами общей юрисдикции. Под обычаем делового оборота следует понимать не предусмотренное законом или договором, но сложившееся и применяемое к какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения. Обычай делового оборота может быть применен независимо от того, зафиксирован ли он в каком-либо документе (опубликован в печати, изложен во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, основанном на сходных обстоятельствах, и т.п.) <1>. Из содержания ст. 6 ГК следует, что если отношение, входящее в предмет регулирования гражданского права, не урегулировано законом или соглашением сторон, то к нему может быть применен обычай делового оборота при условии, что он не противоречит обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договора (п. 2 ст. 5 ГК). Указания на применение обычаев делового оборота содержатся в п. 2 ст. 478, п. 2 ст. 513, п. 1 ст. 722 ГК.

--------------------------------
<1> См.: п. 4 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

2. Нормы ч. 2 ст. 11 ГПК согласуются с ч. 2 ст. 120 Конституции и ч. 3 ст. 5 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Применять их следует с учетом позиций КС РФ о разграничении компетенции судов общей юрисдикции и КС РФ, в частности, если ФЗ противоречат конституция или устав субъекта РФ, постановление Правительства РФ, Указ Президента РФ, являющиеся правовым основанием заявленного требования <1>.

--------------------------------
<1> См.: п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".

Пленум ВС РФ в Постановлении от 31.10.1995 N 8 разъяснил, что при рассмотрении дел судам необходимо оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемое судом отношение, и во всех необходимых случаях применять Конституцию в качестве акта прямого и непосредственного действия. В случае неопределенности в ответе на вопрос, соответствует ли Конституции подлежащий применению в конкретном деле закон, необходимо поступить в соответствии с абз. 6 ст. 215 ГПК - обратиться в КС РФ с запросом о соответствии закона, подлежащего применению, Конституции.

3. Часть 3 ст. 11 ГПК посвящена применению судами при разрешении гражданских дел аналогии закона и аналогии права. Нет сомнения в допустимости применения норм гражданского (в широком смысле) права, регулирующих сходные отношения (аналогия закона), и исходить из общих начал и смысла гражданского (в широком смысле) законодательства (аналогия права). С таким способом правоприменения связано положение п. 1 ст. 8 ГК: гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или иными нормативными актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

4. В ч. 4 ст. 11 ГПК воспроизводится положение ч. 4 ст. 15 Конституции о приоритете условий международного договора над правилами, установленными законом, в случае их несоответствия.

5. Нормы права других государств могут применяться судом лишь в случае, если такая возможность предусмотрена законом, международными договорами и обычаями, признаваемыми в Российской Федерации.