1. Заявление о вынесении судебного приказа подается в суд по общим правилам подсудности, установленным в настоящем Кодексе.
2. Заявление о вынесении судебного приказа оплачивается государственной пошлиной в размере 50 процентов ставки, установленной для исковых заявлений.
Комментарий к статье 123 ГПК РФ
1. В соответствии с комментируемой нормой заявление о выдаче судебного приказа подается в суд по правилам подсудности, установленным ГПК. Это означает, что к заявлениям о выдаче судебного приказа применяются как правила родовой, так и все правила территориальной подсудности.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 23 ГПК дела о выдаче судебного приказа относятся к исключительной подсудности мировых судей.
Подсудность заявлений о выдаче судебного приказа может определяться общими правилами территориальной подсудности (ст. 28 ГПК), правилами альтернативной территориальной подсудности (ст. 29 ГПК, например, когда предъявляется требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей), подсудности по связи дел (ст. 31 ГПК, только в случае, когда предъявлены требования к нескольким должникам), договорной подсудности (ст. 32 ГПК, когда стороны в договоре указали мирового судью, которому подсудны споры, вытекающие из данного договора). Исходя из существа требований, по которым может быть выдан судебный приказ, правила исключительной подсудности (ст. 30 ГПК) не применимы к заявлениям о выдаче судебного приказа.
Актуальным для практики является вопрос о возможности применения мер по обеспечению исполнения судебного приказа по аналогии с обеспечением иска (гл. 13 ГПК). Данный вопрос прямо не урегулирован ГПК. В соответствии со ст. 139 ГПК по заявлению лиц, участвующих в деле, судья или суд может принять меры по обеспечению иска. Обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда. Цель обеспечения иска - это защита интересов истца (кредитора) в случае, если ответчик (должник) действует недобросовестно и его действия могут затруднить или повлечь невозможность исполнения решения суда. Приказное производство является стадией гражданского процесса и заменяет стадию судебного разбирательства по рассмотрению бесспорных требований. Судебный приказ как судебный акт служит аналогом судебного решения и выносится по определенным требованиям бесспорного характера, заменяя в таких случаях судебное решение.
Представляется, что у взыскателя есть право просить суд применить меры по обеспечению исполнения судебного приказа в соответствии со ст. 140 ГПК, а у суда, таким образом, имеется обязанность рассмотреть такое заявление взыскателя и принять по нему решение. При этом вопрос о принятии обеспечительных мер не должен рассматриваться судом в случае, если суд отказал в принятии заявления о выдаче судебного приказа. Определение о принятии мер по обеспечению судебного приказа либо об отказе в их применении должно быть вынесено судом в момент вынесения судебного приказа. Определение о принятии мер по обеспечению судебного приказа направляется должнику вместе с судебным приказом и может быть обжаловано им в течение 10 дней с момента получения (ст. ст. 128, 145 ГПК).
2. Пошлина по делам о выдаче судебного приказа составляет 50% ставки, установленной для исковых заявлений. Данная норма стимулирует не только взыскателя на выбор упрощенной формы судопроизводства, но и должника: ему предоставляется право либо затягивать рассмотрение дела, переведя его в исковое производство, при возможности взыскания судебных расходов в полном размере, либо признать по сути бесспорные требования взыскателя и оплатить только 50% государственной пошлины.
От уплаты государственной пошлины освобождены взыскатели по требованиям о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, о взыскании налогов и сборов, о взыскании заработной платы, органы внутренних дел, подразделения судебных приставов по требованиям о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника и его имущества, или ребенка, отобранного у должника по решению суда, а также расходов, связанных с хранением арестованного имущества, изъятого у должника, и хранением имущества должника, выселенного из занимаемого им жилого помещения.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 89 ГПК гражданин, с учетом его имущественного положения, может быть освобожден судьей от уплаты государственной пошлины. Согласно ст. 90 ГПК судья, исходя из имущественного положения сторон, вправе отсрочить или рассрочить одной стороне или обеим сторонам уплату государственной пошлины или уменьшить ее размер. В связи с этим взыскатель при подаче заявления о вынесении судебного приказа может ходатайствовать перед судом об освобождении его от уплаты государственной пошлины (если взыскателем является гражданин) либо об отсрочке или рассрочке в ее уплате, об уменьшении ее размера (если взыскателем является как гражданин, так и юридическое лицо).
Согласно подп. 13 п. 1 ст. 333.20 НК при отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа уплаченная государственная пошлина засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины при подаче иска. Однако НК ничего не говорит о ситуации, когда судебный приказ был отменен судом согласно положениям ст. 129 ГПК. Как быть с уплаченной государственной пошлиной в данном случае? Исходя из сути приказного производства и возможности отмены судебного приказа только на основании простого возражения должника, необходимо признать, что при применении положений ГПК уплаченную взыскателем государственную пошлину в случае отмены судебного приказа следует засчитывать в счет подлежащей уплате пошлины при подаче искового заявления по тем же требованиям.
Другой комментарий к статье 123 ГПК РФ
1. Законодатель не устанавливает подсудность каждого требования, по которому суд вправе выдавать судебный приказ, ограничиваясь указанием на то, что подсудность каждого требования определяется по общим правилам подсудности, установленным ГПК (ст. 28 - 32 ГПК).
Подсудность всех дел приказного производства - территориальная, и следовательно, определяется в зависимости от того, где проживает или находится должник (общая подсудность, ст. 28 ГПК). Так, по месту жительства гражданина-должника или месту нахождения организации-должника должны заявляться требования о взыскании денег или движимого имущества, основанные на сделках, совершенных в нотариально удостоверенной или простой письменной форме; требования о взыскании с граждан недоимок; требования о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы и требования о взыскании разного рода расходов по розыску ответчика, должника, ребенка, отобранного у должника по решению суда, а также расходов, связанных с хранением арестованного имущества, изъятого у должника, и хранением имущества должника, выселенного из занимаемого им жилого помещения (ст. 28 ГПК).
Подсудность по выбору заявителя (ст. 29 ГПК) имеет место по требованиям о взыскании алиментов. Территориальная подсудность по связи дел (ст. 31 ГПК) установлена для рассмотрения требований, заявленных в отношении нескольких должников по вексельным обязательствам.
Если суд располагает доказательствами того, что должник находится вне пределов Российской Федерации, рассмотрение всех перечисленных требований исключается (п. 2 ч. 1 ст. 125 ГПК). Аналогичным образом должен решаться вопрос и в том случае, когда место жительства или место нахождения имущества должника неизвестно. Представляется, однако, что при неизвестности места жительства или нахождения должника на территории РФ возможно рассмотрение дела о выдаче судебного приказа, если известно место нахождения имущества должника, так как такой приказ можно реально исполнить, обратив взыскание на имущество отсутствующего должника.
Заявление о вынесении судебного приказа и доказательства, подтверждающие заявленное требование, представляются с копиями по числу должников. При этом документ, подтверждающий требование взыскателя (договор, вексель и т.п.), должен быть представлен в подлиннике.
2. Подаваемое в суд заявление оплачивается государственной пошлиной в размере 50% ставки, установленной законом на тот случай, если бы взыскатель решил на требуемую сумму предъявить иск. Пониженный размер государственной пошлины объясняется тем, что расходы государства, которые оно несет в связи с судебным рассмотрением дел приказного производства, значительно меньше, чем затраты сил, времени и средств, имеющих место при рассмотрении иных дел, отнесенных к подведомственности суда. Кроме того, в уменьшении пошлины проявляется стремление законодателя стимулировать взыскателя (кредитора) избирать более быструю и упрощенную форму судебной защиты, каковой является приказное производство.
В то же время следует отметить, что заявления по требованиям о взыскании алиментов на детей; о взыскании недоимок по налогам и сборам и платежам; о взыскании заработной платы, а также требования территориальных органов федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов освобождены от оплаты государственной пошлиной.