Статья 245. Дела, возникающие из публичных правоотношений

(Утратила силу с 15 сентября 2015 года - Федеральный закон от 8 марта 2015 года N 23-ФЗ)

Комментарий к статье 245 ГПК РФ

1. В ГПК введено новое наименование комментируемого подраздела - "Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений" (в ГПК РСФСР - "Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений"). Новое наименование раздела представляется более удачным, поскольку понятие "публичные правоотношения" шире, чем "административные правоотношения", так как охватывает помимо собственно административных правоотношений и другие (финансовые, налоговые и т.д.).

Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, в теории характеризуется наличием спора о праве, в котором участвуют две противоположно заинтересованные стороны, однако в отличие от искового производства спор не носит частноправового характера. В исковом производстве стороны спора занимают равное (по крайней мере формально) положение, в делах же, возникающих из публично-правовых отношений, стороны изначально не равны, находятся в отношениях власти и подчинения. Таким образом, публичный характер правоотношений предопределяется не только участием в них в качестве одного из субъектов государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, государственного или муниципального служащего, необходимо также, чтобы участники правоотношений не обладали равенством и один из них был наделен властными полномочиями по отношению к другому.

2. В комментируемой статье приводится неисчерпывающий перечень дел, рассматриваемых по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. Данный перечень существенным образом не отличается от установленного ГПК РСФСР перечня дел, рассматривавшихся в порядке производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений.

В п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" <1> подчеркивается, что ГПК не определяет порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и порядок рассмотрения жалоб на постановления, вынесенные по делам об административных правонарушениях. Этот порядок с 1 июля 2002 г. устанавливает КоАП.

--------------------------------
<1> БВС РФ. 2003. N 3.

Другой комментарий к статье 245 ГПК РФ

Нормативное закрепление дел, возникающих из публичных правоотношений в самостоятельном подразд. III разд. II ГПК "Производство в суде первой инстанции", обусловлено наличием общих признаков, характеризующих эти дела. К таковым можно отнести следующие:

- все споры носят публично-правовой характер и возникают из властеотношений, т.е. отношений "по вертикали";

- формой обращения в суд является заявление;

- обязательным субъектом спора является орган публичной власти или его должностное лицо, облеченное властными полномочиями;

- предмет судебного разбирательства - проверка законности оспариваемых правовых актов, решений, действия (бездействия) органов публичной власти и их должностных лиц;

- предмет судебной защиты: непосредственно - юридический интерес, опосредованно возможна защита частного правового интереса либо субъективного права;

- в этих делах доказывание и доказательства имеют ту специфику, что бремя доказывания законности оспариваемых актов, решений, действий (бездействия) возложено законом на органы публичной власти их должностных лиц, издавших эти акты, принявших решения, совершивших действие (бездействие);

- в производстве по этим категориям дел отмечается специфическое проявление принципов диспозитивности, состязательности, судейского руководства процессом.

Изложенные признаки позволяют определить, что производство по делам из публичных правоотношений - это деятельность суда, осуществляемая в порядке гражданского судопроизводства по общим и специальным правилам гражданского процессуального законодательства, направленная на разрешение требования заинтересованного лица о защите юридических интересов, прав, свобод путем проверки законности нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов публичной власти и их должностных лиц, с целью восстановления нарушенных юридических интересов, прав, свобод граждан и других субъектов правоотношений в полном объеме.

Статья 245 ГПК предусматривает определение подведомственности дел из публичных правоотношений судам общей юрисдикции. По своему содержанию она не является исчерпывающей. На это указывает абз. 7 ст. 245 ГПК ".иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда".

Подтверждением положения об отнесении к подведомственности суда общей юрисдикции иных дел по указанию ФЗ является введение ФЗ от 23.07.2010 N 178-ФЗ абз. 5, касающегося реадмиссии. Реадмиссия - это передача запрашивающим государством и принятие запрашиваемым государством лиц (граждан запрашиваемого государства, граждан третьих государств или лиц без гражданства), чей въезд, пребывание или проживание в запрашивающем государстве признаны незаконными.

Кроме того, ФЗ от 06.04.2011 N 66-ФЗ дополнил ст. 245 ГПК делами, связанными с административным надзором за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

В абз. 2 ст. 245 ГПК указано, что дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части подведомственны судам общей юрисдикции, если эти дела не отнесены федеральным законом к компетенции иных судов. Под "иными судами" следует понимать суды арбитражной юрисдикции, КС РФ и уставные суды субъектов.

К подведомственности арбитражного суда отнесены дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 191 АПК).

В соответствии со ст. 125 Конституции КС РФ проверяет нормативные правовые акты на предмет соответствия их положениям Конституции.

Мировые судьи, а также третейские суды не вправе рассматривать дела, возникающие из публичных правоотношений.

Рассматривая открытый перечень подведомственности дел, возникающих из публичных правоотношений, судам следует учитывать положения ст. 18 Конституции, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием. Кроме этого, ч. 2 ст. 46 Конституции предусматривает безусловное право обжалования в суд решения, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Эти положения Конституции позволяют считать, что судам общей юрисдикции подведомственны все дела по спорам граждан с органами публичной власти и их должностными лицами в случае нарушения последними прав, свобод, законных интересов принятыми решениями, действиями (бездействием).

Решая вопрос о подведомственности дел, возникающих из публичных правоотношений, следует учитывать коллизию следующего содержания. Постановлением Пленума ВС РФ от 20.01.2003 N 2 (п. 7) из подведомственности дел судов общей юрисдикции исключены дела об административных правонарушениях. В то же время АПК содержит гл. 25 "Рассмотрение дел об административных правонарушениях". Различный подход к определению судебной подведомственности одних и тех же дел, возникающих из публичных правоотношений: дел по жалобам об административных взысканиях, не оправдан ни практически, ни теоретически, ни правоприменительной практикой <1>.

--------------------------------

КП: примечание.

Учебник "Гражданский процесс" (под ред. М.К. Треушникова) включен в информационный банк согласно публикации - Статут, 2014 (5-е издание, переработанное и дополненное).

<1> Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2003. С. 422, 438 - 441; Осокина Г.Л. Гражданский процесс. Особенная часть. М., 2007. С. 376 - 377.

Не подлежат судебному рассмотрению заявления об оспаривании таких решений, действий (бездействия), которые органы публичной власти и их должностные лица вправе, но не обязаны совершать в отношении конкретных лиц (например, решения о поощрениях, наградах и т.п.).

На некоторые вопросы подведомственности исследуемых дел судам общей юрисдикции указывает в своих постановлениях ВС РФ. Так, п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2 исключил из судебной подведомственности дела об оспаривании в порядке гл. 25 ГПК решений и действий (бездействия) органов управления организациями и их объединениями, общественными объединениями, политическими партиями, а также их руководителей. Эти дела должны рассматриваться по правилам искового производства.

Проблемы производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, обнаруживает правоприменительная судебная практика. Об этом свидетельствует принятие Пленумом ВС РФ соответствующих постановлений по отдельным категориям дел, возникающих из публичных правоотношений <1>.

--------------------------------
<1> См.: Постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 N 48, от 10.02.2009 N 2.