(Утратила силу с 15 сентября 2015 года - Федеральный закон от 8 марта 2015 года N 23-ФЗ)
Комментарий к статье 261.6 Гражданского Процессуального Кодекса РФ
1. В заявлении об административном надзоре должны перечисляться основания для его подачи, а также обстоятельства, имеющие значение по делу. К заявлению прилагаются имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела документы и материалы. При этом следует иметь в виду, что основания для подачи заявления, а также приложения к нему будут различными в зависимости от конкретной специфики заявления.
2. Во всех заявлениях по делам об административном надзоре должны быть указаны предлагаемые к отмене или установлению конкретные виды административных ограничений.
Действующим законодательством (ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы") предусматриваются следующие административные ограничения, которые могут быть применены в отношении поднадзорного лица:
- запрещение пребывания в определенных местах;
- запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
- запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
- обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Данный список является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
3. В заявлении исправительного учреждения об установлении административного надзора помимо этого должны быть указаны сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении. К данному заявлению прилагаются копия приговора суда и постановление начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Административный надзор может быть установлен в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего. В отношении такого лица административный надзор устанавливается, если оно: 1) в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) отбыв уголовное наказание в виде лишения свободы, имея непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Кроме того, административный надзор в обязательном порядке устанавливается в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
4. В заявлении органа внутренних дел об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений указываются в дополнение к предусмотренным ч. 2 ст. 261.6 ГПК сведения об образе жизни и о поведении лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений. К данному заявлению прилагаются документы и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений.
Основанием для продления срока административного надзора в соответствии со ст. 7 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" является совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность. Каких-либо иных оснований для продления срока административного надзора действующее законодательство не предусматривает.
5. К заявлению о досрочном прекращении административного надзора или частичной отмене ранее установленных административных ограничений обязательно прилагаются характеризующие лицо, в отношении которого установлен административный надзор, материалы.
Основанием для досрочного прекращения административного надзора служит истечение не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания. При этом следует учитывать, что в соответствии ч. 4 ст. 9 данного ФЗ административный надзор не может быть прекращен досрочно в отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.
6. Перечень сведений, подлежащих обязательному указанию в заявлении по делам об административном надзоре, и материалов, прилагаемых к данному заявлению, закрепленный в ч. 1 - 5 ст. 261.6 ГПК, не является исчерпывающим. В случае необходимости с учетом обстоятельств конкретного дела суд правомочен истребовать по собственной инициативе и иные документы и материалы.