1. Вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящей главой, в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.
2. Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, указанными в части первой настоящей статьи, были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.
3. Право на обращение в суд кассационной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры, указанные в статье 377 настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 376 ГПК РФ
1. В советский период стадия производства в надзорной инстанции имела экстраординарный, исключительный характер, особенности которой могли свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов участников гражданского судопроизводства. Последнее вошло в противоречие с нормами международного права (п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод), Конституции РФ (например, ст. 46) и европейскими правовыми стандартами, поддерживаемыми в решениях Европейского суда по правам человека. В связи с этим надзорное производство в ГПК РФ претерпело существенные изменения. Прежде всего это коснулось круга субъектов, обладающих правом возбуждения надзорного производства, порядка производства и сроков рассмотрения дела в надзорной инстанции. При этом надзорное производство остается специфической стадией российского гражданского процесса, так как в подавляющем большинстве зарубежных стран движение дела ограничивается классическими стадиями пересмотра судебных актов - апелляцией и кассацией. Суд при рассмотрении дела в порядке надзора реализует две задачи: 1) устранение судебных ошибок; 2) формирование судебной практики в целях единообразного и правильного применения нижестоящими судами материального и процессуального законодательства.
Стадию надзорного производства по ГПК в силу закрепления в законе специфики процессуальных сроков, субъектного состава (активных участников), процессуальных действий можно разделить на три этапа: 1) подача надзорной жалобы или представления прокурора (ст. ст. 376 - 378 ГПК) и разрешение вопроса судьей надзорной инстанции о ее возвращении без рассмотрения по существу (ст. 379.1 ГПК) либо о ее принятии для изучения; 2) изучение поступившей надзорной жалобы или представления прокурора (ст. ст. 380.1 - 385 ГПК) в целях выявления возможности передачи ее с делом в судебное заседание суда надзорной инстанции. На данном этапе соответствующим судьей (ст. 380.1 ГПК) разрешаются также вопросы о необходимости истребования дела из соответствующей нижестоящей судебной инстанции и о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорной жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве (ч. 1 ст. 381 ГПК); 3) рассмотрение надзорной жалобы или представления прокурора с делом в судебном заседании суда надзорной инстанции (ст. 386 ГПК).
2. В ч. 1 комментируемой статьи содержатся указания на объект обжалования в порядке надзора и на круг субъектов, обладающих правом принесения надзорной жалобы (представления).
Следует иметь в виду, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2007 г. N 2-П ч. 1 ст. 376 ГПК признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку предусмотренное ею право обжалования вступивших в законную силу судебных постановлений в суд надзорной инстанции выступает в качестве дополнительной гарантии обеспечения правосудности судебных постановлений, если исчерпаны все имеющиеся возможности их проверки в обычных (ординарных) судебных процедурах <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 932.
Объектом обжалования в порядке надзора, в отличие от стадий апелляции и кассации, являются вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ. Перечень судебных постановлений закреплен в ч. 1 ст. 13 ГПК, а также содержится в ч. 2 ст. 377 ГПК. Конституционный Суд РФ по поводу объекта обжалования в порядке надзора указал, что по смыслу ст. ст. 376 и 377 ГПК объектом пересмотра в порядке надзора являются судебные постановления, вынесенные по итогам рассмотрения дела по существу, либо промежуточные определения суда по вопросам, имеющим значение для движения дела (Определение от 20 октября 2005 г. N 351-О).
В качестве субъектов, обладающих правом принесения надзорной жалобы, могут выступать:
1) лица, участвующие в деле. Перечень лиц, участвующих в деле, содержится в ст. 34 ГПК. Кроме того, к ним относятся правопреемники указанных лиц (см. ст. 44 ГПК и комментарий к ней) и представители, обладающие таким правом в силу закона или на основании доверенности;
2) другие лица, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями. Данное правило впервые введено ГПК РФ и соотносится с безусловным основанием для отмены судебного постановления, если судом разрешен вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле (см., например, п. 4 ч. 2 ст. 364 ГПК).
Определения понятия "другие лица" действующий ГПК не содержит, однако представляется, что: а) эти лица обладают процессуальной право- и дееспособностью, несмотря на то что не привлекались к участию в деле; б) из содержания документов, прилагаемых ими к надзорной жалобе, явствует нарушение обжалуемым судебным актом их прав и законных интересов; в) защита указанных нарушенных прав и интересов подведомственна судам общей юрисдикции.
В противном случае должны наступить последствия, указанные в ст. 379.1 ГПК, - возвращение надзорной жалобы (представления), однако у "другого лица" остается право на подачу самостоятельного иска или заявления, так как принятые судебные акты в отношении его прав и обязанностей не будут обладать свойством преюдициальности;
3) прокурор, который хотя и входит в число лиц, участвующих в деле, однако правом на принесение представления в суд надзорной инстанции обладает при выполнении условий, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи и ч. 4 ст. 377 ГПК;
4) Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель, который имеет право внести в Президиум Верховного Суда РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора только при следующих условиях: а) при наличии жалобы заинтересованных лиц или представления прокурора, поданных в течение шести месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу; б) если обжалуемые судебные постановления нарушают права, свободы или законные интересы неопределенного круга лиц, иные публичные интересы либо были приняты с нарушением правил подведомственности или подсудности. При этом Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель, внесший представление, не может участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда РФ дела, о пересмотре которого им внесено представление (см. комментарий к ст. 389 ГПК).
Правом обжалования в порядке надзора не обладает судья областного и приравненных к нему судов, участвующий в рассмотрении дела, а также председатель городского (районного) суда, не согласный с определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда <1>.
--------------------------------
<1> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 7 апреля 2004 г. // БВС РФ. 2004. N 7.
3. В ч. 2 комментируемой статьи установлен шестимесячный срок, ограничивающий право на подачу надзорной жалобы (представления) в суд надзорной инстанции. Начало течения этого срока определяется моментом вступления обжалуемого судебного постановления в законную силу (см. комментарий к ст. ст. 199, 209, 224 ГПК).
Данный срок не является пресекательным и может быть восстановлен в соответствии с ч. 4 ст. 112 ГПК, при этом заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока, установленного ч. 2 комментируемой статьи, подается в суд, рассмотревший дело по первой инстанции (см. комментарий к ст. 112 ГПК).
Кроме того, при исчислении срока, указанного в ч. 2 комментируемой статьи, не учитывается время рассмотрения надзорной жалобы (представления) или истребованного по надзорной жалобе (представлению) дела в суде надзорной инстанции (письмо Верховного Суда РФ от 21 июля 2004 г. N 52-код-2004).
В случае выявления пропуска указанного шестимесячного срока на этапе принятия надзорной жалобы (представления) либо на этапе рассмотрения истребованного дела жалоба (представление) согласно ст. 379.1 ГПК подлежит возвращению заявителю без рассмотрения по существу с указанием причин возврата. Если дело передано для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, то надзорной инстанции следует оставить дело без рассмотрения по существу (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 9 февраля 2005 г.) <1>.
--------------------------------
<1> БВС РФ. 2005. N 7.
Конституционный Суд РФ в Определении от 20 октября 2005 г. N 351-О также указал на то, что ч. 2 ст. 376 ГПК должна применяться в системной связи с вышеуказанными судебными актами Верховного Суда РФ и ст. ст. 381, 382 ГПК.
Одним из важнейших нововведений ч. 2 ст. 376 ГПК является взаимосвязь права на подачу надзорной жалобы не только с соблюдением шестимесячного срока, но и с тем, что заинтересованными лицами должны быть исчерпаны иные установленные действующим ГПК способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу. Таким образом, заинтересованное лицо приобретает право на подачу надзорной жалобы (представления) только при условии действительного использования своего соответствующего права на апелляционное или кассационное обжалование судебного акта. В противном случае надзорная жалоба (представление) должна быть возвращена по п. 2 ч. 1 ст. 379.1 ГПК как поданная лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции.
4. В ч. 3 комментируемой статьи оговариваются условия, при которых прокурор вправе обратиться в суд надзорной инстанции с представлением. Основное условие - это участие прокурора в рассмотрении дела, т.е. участие органов прокуратуры в предыдущих судебных инстанциях - первой, апелляционной, кассационной. Причем не важно, возбуждалось ли дело путем обращения с иском (заявлением) прокурора в суд либо он привлекался в уже начатый другими лицами гражданский процесс на основании определения суда. Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" <1> разъяснено, что прокурор вправе принести представление в суд второй и надзорной инстанции на судебное постановление лишь в случае, если он участвует в деле (ч. 2 ст. 320, ч. 1 ст. 331, ст. 336, ч. 1 ст. 371, ч. 3 ст. 376 ГПК).
--------------------------------
<1> БВС РФ. 2003. N 3.
Правом на подачу указанных представлений в вышестоящие суды обладает прокурор, являющийся лицом, участвующим в деле, с точки зрения положений ст. ст. 34, 35, 45 ГПК, независимо от того, явился ли он в заседание суда первой инстанции <1>.
--------------------------------
<1> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 8 декабря 2004 г. // БВС РФ. 2005. N 4; информационное письмо Генпрокуратуры РФ от 27 января 2003 г. N 8-15-2003 "О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".
Уровень должностных лиц органов прокуратуры, обладающих правом принесения представления в тот или иной суд надзорной инстанции, закреплен в ч. 4 ст. 377 ГПК.
Другой комментарий к статье 376 ГПК РФ
1. Следуя рекомендациям ЕСПЧ, российский законодатель кассационному производству отвел иную роль, нежели на него возлагалось до принятия ФЗ от 09.12.2010 N 353-ФЗ.
Несмотря на прежнюю редакцию названия главы, устанавливающей порядок рассмотрения гражданских дел в суде кассационной инстанции, предназначение последней существенно изменилось. Если предшествующая ей стадия апелляционного производства ставит своей целью проверку законности и обоснованности не вступивших в законную силу судебных решений и определений, то сущностью производства в суде кассационной инстанции является пересмотр уже вступивших в законную силу судебных постановлений. Таким образом, согласно ФЗ от 09.12.2010 N 353-ФЗ с 1 января 2012 г. произошла фактическая отмена кассационного порядка обжалования судебных постановлений в прежнем его понимании.
В ч. 1 ст. 376 ГПК законодатель употребляет термин "судебные постановления". Этот термин является родовым понятием, объединяющим все акты, выносимые судами при производстве по гражданским делам, аналогично как он это делает в арбитражном процессе, употребляя термин "судебные акты". В соответствии со ст. 13 ГПК суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции. Следовательно, все они могут быть объектом обжалования, включая их разновидности, например заочное решение, частное определение, дополнительное решение и т.п. Единственным исключением для обжалования являются постановления ВС РФ, что стало новым для процессуального законодательства.
2. Часть 2 ст. 376 ГПК статьи предъявляет особые условия для обжалования судебных постановлений:
а) установление срока для обращения с заявлением о пересмотре судебных постановлений в кассационном порядке, который равен шести месяцам со дня их вступления в законную силу. Шестимесячный срок начинает отсчет на следующий день после вступления судебных постановлений в законную силу. Поэтому принципиальным является вопрос о моменте вступления последних в законную силу. При определении даты отсчета срока для обращения в суд кассационной инстанции следует руководствоваться правилами, закрепляющими порядок вступления судебных постановлений в законную силу, например ст. 209, 237, 335 ГПК.
Окончание срока на обращение с заявлением о пересмотре судебных постановлений в кассационном порядке приходится на соответствующее число месяца, т.е. то, с которого начал свой отсчет обозначенный срок соответствующего числа соответствующего месяца. По общему правилу если последний день шестимесячного срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока на обращение с заявлением о пересмотре судебных постановлений в кассационном порядке является следующий за ним рабочий день.
Срок на обращение с заявлением о пересмотре судебных постановлений в кассационном порядке относится к процессуальным срокам и на него распространяются правила гл. 9 ГПК;
б) заинтересованными лицами должны быть реализованы всевозможные иные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу, но в рамках процессуального законодательства, т.е., например, посредством обращения в суд апелляционной инстанции. Невыполнение этого условия на основании п. 5 ч. 1 ст. 379.1 ГПК влечет для лица, его подавшего, неблагоприятное последствие в виде возвращения кассационной жалобы (представления) без рассмотрения ее по существу.
Как разъяснил Пленум ВС РФ в своем Постановлении от 11.12.2012 N 29 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", под иными способами обжалования судебного постановления суда первой инстанции в данном случае следует понимать обжалование его в апелляционном порядке. При этом иные способы обжалования признаются исчерпанными, если дело рассмотрено судом апелляционной инстанции по существу и вынесено апелляционное определение;
в) распространяется на субъектов, которые полномочны обратиться в суд кассационной инстанции с обращением о пересмотре судебного постановления, вступившего в законную силу. Право на обжалование обозначенных судебных постановлений принадлежит только тем лицам, права и законные интересы которых нарушены обжалуемым судебным постановлением. Важно отметить, что такое право распространяется не только на тех лиц, которые непосредственно обращались и использовали всевозможные способы обжалования судебного постановления, но и на тех, кто не обращался в судебные органы до вступления обжалуемого судебного постановления в законную силу. В этом случае главным признаком выступает юридическая заинтересованность.
3. Правом обращения в судебные органы кассационной инстанции наделены наравне с лицами, участвующими в деле, и другими юридически заинтересованными лицами должностные лица органов прокуратуры. Такое обращение последние должны адресовать в соответствующие суды кассационной инстанции в виде подачи представления. С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений вправе обращаться Генеральный прокурор РФ и его заместители в любой суд кассационной инстанции, а также прокуроры республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота).
Норма ст. 376 ГПК делает оговорку в части возможностей должностных лиц органов прокуратуры принесения представления в судебные органы кассационных инстанций. Таким правом обладают только такие лица органов прокуратуры, которые участвовали в рассмотрении гражданского дела. Однако, учитывая цели и задачи прокуратуры, а также руководствуясь Постановлением Пленума ВС РФ от 20.01.2003 N 2, прокурор должен признаваться лицом, участвующим в деле, имеющим юридическую заинтересованность в оспаривании вступившего в законную силу судебного постановления независимо от факта его явки непосредственно в зал судебных заседаний (см. комментарий к ст. 45).