1. Кассационные жалоба, представление должны содержать:
1) наименование суда, в который они подаются;
2) наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;
6) указание на то, в чем заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях;
7) просьбу лица, подающего жалобу, представление.
2. В кассационной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.
3. Если кассационные жалоба, представление ранее подавались в суд кассационной инстанции, в них должно быть указано на принятое по жалобе, представлению решение.
4. Кассационная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Представление должно быть подписано прокурором, указанным в части третьей статьи 377 настоящего Кодекса.
5. К кассационным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.
6. Кассационные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.
7. К кассационной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.
Комментарий к статье 378 ГПК РФ
1. В комментируемой статье закреплены требования к содержанию надзорной жалобы или представления прокурора. Содержание надзорной жалобы и представления прокурора идентично, а различия проявляются только в названии документа, которым может быть возбуждено надзорное производство, и в требованиях, предъявляемых процессуальным законом к инициатору возбуждения надзорного производства.
В ч. 1 комментируемой статьи закреплены основные требования к содержанию надзорной жалобы (представления), в других частях этой статьи - дополнительные требования, определяемые статусом лица, подающего жалобу (представление), либо иными особенностями дела.
В соответствии с п. 6 ч. 1 комментируемой статьи в надзорной жалобе или представлении прокурора должно быть обязательно указано на существенное нарушение норм материального и (или) процессуального закона, допущенное судом при принятии обжалуемого судебного постановления. Данное положение корреспондирует со ст. ст. 362 - 364 и 387 ГПК, устанавливающими основания для отмены судебных постановлений в кассационном производстве и при рассмотрении надзорной жалобы (представления) по существу. Следует обратить внимание на то, что действующая редакция ст. 387 ГПК под основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора понимает не только существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, но и невозможность без их устранения восстановления и защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защиты охраняемых законом публичных интересов (см. комментарий к этой статье). Таким образом, действия надзорной судебной инстанции должны корреспондировать со ст. 2 ГПК и быть направлены на выполнение закрепленных в указанной статье задач, стоящих перед гражданским судопроизводством.
Просьба лица в соответствии с п. 7 ч. 1 комментируемой статьи должна быть конкретизирована, основана на полномочиях суда надзорной инстанции, которые закреплены в ч. 1 ст. 390 ГПК, и соответствовать одному из них.
В Ответах Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ на вопросы судов по применению норм ГПК от 24 марта 2004 г. было отмечено, что отсутствие в надзорной жалобе просьбы об отмене апелляционного определения, оставляющего решение мирового судьи без изменения, а апелляционную жалобу (представление) без удовлетворения, не является препятствием для рассмотрения судьей надзорной инстанции этой жалобы по существу, поскольку оно самостоятельного значения не имеет.
Однако в случае изменения апелляционной инстанцией решения мирового судьи надзорная жалоба (представление) на решение мирового судьи без указания просьбы об отмене судебного постановления апелляционной инстанции должна быть возвращена с указанием причин возврата. В таких случаях постановление суда апелляционной инстанции заменяет полностью или в части решение мирового судьи и вследствие этого надзорная жалоба должна содержать требование об отмене постановления апелляционной инстанции и соответствующее обоснование (п. п. 5, 6 ч. 1 комментируемой статьи).
2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает дополнительные требования к надзорной жалобе или представлению прокурора в случае обжалования в надзорном производстве вынесенного в надзорном порядке определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ или Военной коллегии Верховного Суда РФ, которые заключаются в том, что в жалобе (представлении) необходимо указать, в чем состоит нарушение единства судебной практики, и привести соответствующие обоснования этого нарушения (см. комментарий к ст. 377 ГПК). При этом нужно учитывать положения ч. 4 комментируемой статьи об обязательном указании на результаты рассмотрения дела в предыдущей надзорной инстанции.
Другой комментарий к статье 378 ГПК РФ
1. Часть 1 ст. 378 ГПК содержит требования, предъявляемые к кассационным жалобам (представлениям). Некоторые ученые-процессуалисты подразделяют их на два вида: обязательные требования-реквизиты и факультативные. Последние зависят от субъекта, вида обжалуемого постановления, основания для обжалования. Например, если кассационная жалоба подается лицом, не принимавшим непосредственного участия в рассмотрении дела по существу, либо лицом, который не обращался в другие инстанции до вступления судебного постановления в законную силу, то в жалобе должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением, как это требует ч. 1 ст. 376 ГПК.
К числу обязательных требований для кассационных жалоб (представлений), невыполнение которых влечет возвращение их без рассмотрения по существу, является указание на то, в чем заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права. Однако такие нарушения должны отвечать двум признакам:
- повлиять на исход дела;
- без устранения отмеченных нарушений невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов. Важно заметить, что законодатель не только подвергает охране личные интересы заявителя, но и обеспечивает посредством кассационного пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, охрану и защиту публичных интересов.
До принятия ФЗ от 09.12.2010 N 353-ФЗ существенные нарушения норм материального права или процессуального права являлись основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора. Именно поэтому некоторые ученые-процессуалисты поспешно сделали выводы о том, что надзор прекратил свое существование, заменив собой кассационное производство по пересмотру судебных постановлений.
Действующее процессуальное законодательство, несмотря на кардинальные изменения в части обжалования судебных постановлений, до сих пор не дает легального определения существенных нарушений норм материального и процессуального права. Анализ последующих норм, регламентирующих производство в суде кассационной инстанции, позволяет сделать вывод о том, что такие нарушения являются следствием неправильного применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами и, как следствие этого, привели к неправильному разрешению дела. Кроме того, к такому выводу позволяет прийти все еще не потерявшее своей актуальности Определение КС РФ от 11.11.2008 N 556-О-Р. В соответствии с вышеуказанным Определением существенность этих нарушений должна оцениваться и признаваться судом по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств и значимости последствий этих нарушений для лица, в отношении которого они допущены.
2. Разновидностью субъектов, обладающих правом на подачу кассационной жалобы, являются другие лица, которые хотя и не участвовали в деле, но их права и (или) законные интересы нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением. Они пользуются наряду с другими заинтересованными лицами всеми процессуальными правами и несут процессуальные обязанности.
3. Следующим факультативным условием для обращения в суд кассационной инстанции в случае, если кассационная жалоба (представление) уже подавалась в суд кассационной инстанции, является указание в ней на принятое по жалобе (представлению) решение нижестоящего суда кассационной инстанции.
Анализ данного положения позволяет также заметить небрежность законодателя в употреблении терминов. Так, из смысла ст. 391 ГПК результат рассмотрения дела в суде кассационной инстанции оформляется им посредством вынесения соответствующего постановления или определения, которое вступает в законную силу со дня его принятия. Думается, что употребляемый законодателем термин "решение" подразумевает итог рассмотрения дела, а не его процессуальное оформление.
4. Особые требования законодатель предъявляет к подписанию кассационной жалобы (представления). Возможность подписания в силу гл. 5 ГПК распространяется также на представителя лица. Однако к жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющий полномочия представителя. Важно заметить, что в случае участия представителя в суде кассационной инстанции в доверенности либо ином документе должна быть сделана специальная оговорка о возможности представителя обжаловать судебное постановление, вступившее в законную силу.
Представление прокурора должно быть подписано прокурором, в ином случае это влечет наступление последствий неблагоприятного характера.
5. Копии судебных постановлений, принятых по делу, должны быть надлежащим образом заверены соответствующим судом посредством подписи соответствующего должностного лица и печати суда. В том случае если копии выполнены на нескольких листах, то они прошнуровываются и скрепляются печатью либо каждый лист в отдельности должен быть заверен подписью и печатью суда.
6. С требованием подачи кассационной жалобы (представления) подавать ее с копиями по количеству лиц, участвующих в деле, корреспондируют обязанности суда направить лицам, участвующим в деле, копии указанных документов. Однако это произойдет в случае, если суд кассационной инстанции вынесет определение о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции (п. 2 ч. 2 ст. 381 ГПК).
7. Государственная пошлина может быть уплачена как в наличной, так и безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Казначейства России (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата. При наличии определенных оснований заявитель должен приложить судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки или об уменьшении размера государственной пошлины.
Размер государственной пошлины за подачу кассационной жалобы определяется по правилам ст. 333.19 НК. Согласно п. 2 ст. 333.20 НК суды общей юрисдикции или мировые судьи, помимо уменьшения размера государственной пошлины и предоставления рассрочки, вправе освободить плательщика от ее уплаты.
Кассационное представление прокурора государственной пошлиной не облагается в силу выполнения последним определенных, возложенных на него законом функций.