Статья 391.10. Порядок и срок рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи Верховного Суда Российской Федерации о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

2. Президиум Верховного Суда Российской Федерации направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и копии надзорных жалобы, представления.Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по правилам, предусмотренным главой 10 настоящего Кодекса. Неявка лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.

3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, вынесший определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, не может участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации данных надзорных жалобы, представления с делом.

4. Надзорные жалоба, представление с делом рассматриваются Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в судебном заседании не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

5. В судебном заседании могут принимать участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением. Указанные лица могут допускаться к участию в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 155.1 настоящего Кодекса.В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимает участие Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель.

6. Надзорные жалоба, представление с делом, рассматриваемые в порядке надзора в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации, докладываются судьей Верховного Суда Российской Федерации.

7. Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы надзорных жалобы, представления, послужившие основаниями для передачи надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

8. Лица, указанные в части четвертой настоящей статьи, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорные жалобу, представление.

9. По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает постановление.

10. При рассмотрении надзорных жалобы, представления с делом в надзорном порядке все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

11. О принятом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации постановлении сообщается лицам, участвующим в деле.

Комментарий к статье 391.10 Гражданского Процессуального Кодекса РФ

1. Следующим этапом надзорного производства является рассмотрение дела в судебном заседании Президиума ВС РФ. Основанием для рассмотрения надзорной жалобы (представления) является определение судьи ВС РФ о передаче последних с делом для рассмотрения. Процессуальной формой рассмотрения соответствующих жалоб (представлений), прошедших предварительную проверку на их соответствие требованиям процессуального закона, является проведение судебного заседания. Правила проведения судебного заседания в суде надзорной инстанции идентичны тем, которые существуют для рассмотрения гражданского дела в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций (см. подробнее, например, ст. 155, 156, 158, 159 ГПК). Кроме того, проведение судебного заседания невозможно без общей и правовой культуры <1>.

--------------------------------
<1> См. подробнее: Ликас А.Л. Культура правосудия. М., 1990.

При проведении судебного заседания следует также учитывать Постановление Пленума ВС РФ от 07.02.1967 N 35 "Об улучшении организации судебных процессов и повышении культуры их проведения" (в ред. от 06.02.2007). Как указано в ч. 7 этого Постановления, судам апелляционной, кассационной и надзорной инстанций при рассмотрении дел следует не оставлять без реагирования ни один факт нарушения закона, процессуального упрощенчества, неэтичного поведения судей и принимать меры к предупреждению подобных нарушений в дальнейшем.

2. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом ВС РФ посредством: заказного письма с уведомлением о вручении; телефонограммой; телеграммой; по факсимильной связи; с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения.

Заинтересованные лица должны быть уведомлены о предстоящем судебном заседании Президиума ВС РФ с таким расчетом, чтобы они имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд. Однако в силу действия принципов диспозитивности и состязательности фактическое участие в судебном заседании лиц, участвующих в деле, не является обязательным ни для них самих, ни для суда, рассматривающего надзорную жалобу (представление).

Вместе с извещением о времени и месте предстоящего судебного заседания по рассмотрению надзорной жалобы (представления) лица, участвующие в деле, получают копии определения о передаче соответствующей надзорной жалобы (представления) и копии надзорной жалобы (представления).

3. С частью 3 ст. 391.10 корреспондирует ст. 17 ГПК, устанавливающая недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении дела. Так, Председатель ВС РФ или заместитель Председателя ВС РФ, вынесший определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, не может участвовать в рассмотрении Президиумом ВС РФ данных надзорных жалобы, представления с делом.

4. Срок рассмотрения надзорной жалобы (представления) начинает свой отсчет с вынесения судьей ВС РФ определения о передаче надзорной жалобы (представления) в Президиум ВС РФ для рассмотрения. Часть 4 ст. 391.10 ГПК устанавливает правило, которое не позволяет рассматривать надзорную жалобу (представление) более чем два месяца со дня вынесения судьей определения, что соответствует задачам гражданского судопроизводства (ст. 2 ГПК) и положению ст. 6.1 ГПК о разумном сроке судопроизводства и разумном сроке исполнения судебного постановления.

5. Пересмотр судебных постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора возможен только в случае обращения в ВС РФ посредством подачи надзорной жалобы, если права и законные интересы заявителя непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением. В случае если прокурор обращается в ВС РФ, то формой такого обращения будет подача надзорного представления. Однако ГПК существенно сократил круг должностных лиц органов прокуратуры, полномочных обращаться в ВС РФ, оставив такое право исключительно за Генеральным прокурором РФ или его заместителем. В противном случае подача надзорной жалобы (представления) лицом, не имеющим полномочий, должна влечь возвращение такой жалобы (представления) без рассмотрения.

6. Рассмотрение надзорной жалобы (представления) в Президиуме ВС РФ начинается с доклада судьей ВС РФ.

7. В своем докладе судья обязательно должен:

- изложить обстоятельства дела;

- указать на содержание судебных постановлений, принятых по делу;

- представить доводы надзорной жалобы (представления), послужившие основаниями для их рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

8. Лица, участвующие в деле, выступают в судебном заседании суда надзорной инстанции посредством дачи объяснений по делу. Объяснения по обстоятельствам дела, как правило, даются в устной форме. Объяснения лиц, участвующих в деле, в письменной форме оглашаются председательствующим, его заместителем либо судьей, выполняющим его полномочия. Последовательность объяснений установлена ст. 391.10 ГПК. Так, первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу (представление). Далее выступают остальные лица, участвующие в деле, аналогично рассмотрению дела в суде первой инстанции.

9. Надзорное постановление выносится в специальном помещении - совещательной комнате. После объяснений лиц, участвующих в деле, суд удаляется в совещательную комнату для вынесения соответствующего процессуального акта. По результатам рассмотрения надзорной жалобы (представления) Президиум ВС РФ принимает постановление. Последнее должно содержать реквизиты, указанные в ст. 391.13 ГПК.

10. Традиционным является правило относительно принятия судебных актов. Так, при рассмотрении надзорной жалобы (представления) все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

11. Независимо от того, участвовали ли фактически в судебном заседании при рассмотрении надзорной жалобы (представления) лица, участвующие в деле, им сообщается о результатах такого рассмотрения и о принятом Президиумом ВС РФ постановлении.