Статья 398. Процессуальные права и обязанности иностранных лиц

1. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации (далее также в настоящем разделе - иностранные лица) имеют право обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
2. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями.

3. Производство по делам с участием иностранных лиц осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

4. Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.

Комментарий к статье 398 ГПК РФ

1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи право на обращение в суд иностранных лиц на равных началах с российскими лицами вытекает как из международно-правовых актов (например, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод), так и российского законодательства (ст. 62 Конституции РФ). Понятие иностранца достаточно широко - оно включает в себя иностранного гражданина, юридическое лицо и государство.

Право на судебную защиту иностранных лиц отражено во многих международных договорах. Например, согласно ст. 1 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. <1> (Минская конвенция) граждане каждой из стран-участниц, а также лица, проживающие на ее территории, пользуются на территориях всех других стран-участниц в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и их собственные граждане. Они имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, органы внутренних дел и иные учреждения других стран-участниц, могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и собственные граждане. Положения Минской конвенции применяются также к юридическим лицам, созданным в соответствии с законодательством стран-участниц.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1472.

В ст. 2 Минской конвенции говорится о том, что граждане каждого из государств - участников СНГ и лица, проживающие на их территориях, освобождаются от уплаты и возмещения судебных и нотариальных пошлин и издержек, а также пользуются бесплатной юридической помощью на тех же условиях, что и собственные граждане. При этом данные льготы распространяются на все процессуальные действия, осуществляемые по данному делу, включая исполнение решения.

Иностранные лица могут участвовать в суде не только в качестве истцов и ответчиков. Формой защиты их прав может быть и участие в качестве третьих лиц. Поэтому, если затрагиваются права и интересы иностранных лиц, необходимо их привлечение в уже возникший судебный процесс между двумя российскими лицами.

2. В ч. 2 комментируемой статьи установлено правило о равном правовом режиме для иностранных лиц. Оно получило название принципа национального правового режима, вытекающего из такого принципа международного и национального гражданского процесса, как принцип равенства. Говоря о порядке предъявления иска и особенностях судопроизводства с участием иностранных лиц, следует также исходить из правил национального правового режима. На иностранных лиц распространяются в полной мере положения гражданской процессуальной правоспособности и дееспособности, установленные для российских лиц. При этом процессуальный статус иностранных лиц одинаков во всех видах производств гражданского процесса.

Положение о равенстве гражданских и процессуальных прав иностранных лиц на основе взаимности входит в материальное и процессуальное законодательство многих стран, например в ст. 21 Закона Грузии о международном частном праве, ст. 4 ГК Греции, ст. 11 ГК Франции. Вместе с тем его не следует понимать буквально, поскольку в каждой стране допуск к системе судебной и иной юридической защиты может быть весьма специфичен.

Равенство правовых возможностей проявляется в равном доступе на одних и тех же условиях вместе с гражданами и организациями данного государства к национальному механизму судебной защиты, который вместе с тем в каждой стране может быть весьма различным. Это нельзя рассматривать как дискриминацию, поскольку речь идет о необходимости соблюдения процессуального регламента, отличающегося многообразием процедур и правил в каждом государстве.

Так, ведение судебного процесса может быть весьма дорогостоящим, оно может потребовать оплаты судебных пошлин, других судебных расходов, например на проведение экспертизы, а также, конечно, на оплату услуг адвоката. Во многих странах невозможно ведение дела без помощи местного и допущенного к судебной практике, иногда только в определенном суде адвоката.

Можно отметить также Гаагскую конвенцию по вопросам гражданского процесса 1954 г. Ряд ее положений, в частности правила, затрагивающие процессуальное положение лиц, выступающих в судах другого государства, сохраняют свое действие <1>. В разд. IV "Оказание бесплатной юридической помощи" данной Конвенции закреплен ряд принципиальных начал оказания такой помощи, в частности равное право на получение бесплатной правовой помощи в соответствии с законодательством государства, а также раскрыт ряд процедурных вопросов ее оказания.

--------------------------------
<1> См.: Марышева Н.И. Присоединение России к Гаагским конвенциям 1965 и 1970 годов по вопросам гражданского процесса // Журнал российского права. 2001. N 6.

Применительно к России это означает, например, возможность использования иностранными физическими лицами из государств - участников Конвенции по вопросам гражданского процесса льгот, установленных при оплате государственной пошлины, в том числе и предоставляемых по усмотрению суда в порядке ч. 3 ст. 89 и ст. 90 ГПК.

3. В некоторых странах законодательством установлено правило внесения судебного залога как гарантии возмещения судебных расходов от истца, являющегося иностранным лицом, в случае отказа в иске. Это связано с тем, что при отказе в иске иностранному лицу может быть весьма проблематичным взыскание с него в другом государстве, не по месту рассмотрения спора, судебных расходов ответчика на защиту против иска.

В судах России в отличие от ряда государств (Австрии, Германии, Грузии и др.) не предусмотрено взимание судебного залога. Следует иметь в виду, что и в Законе о международном частном праве Грузии, и в ГПК Германии отражено правило о том, что судебный залог требуется лишь при отсутствии соглашения с другим государством об этом либо на основе взаимности. Практически все двусторонние договоры РФ о правовой помощи предусматривают равенство правовых возможностей обращения в суды договаривающихся государств, в связи с чем они исключают требования об уплате такого судебного залога.

Согласно разд. III Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г. <1> от граждан государств-участников, имеющих место жительства в одном из этих государств и выступающих в судах другого из этих государств в качестве истцов или третьих лиц, не может быть потребовано никакого залога или обеспечения в какой бы то ни было форме на основании того, что они являются иностранцами или не имеют постоянного или временного места жительства в данной стране. Это же правило применяется в отношении любых платежей, которые могли бы быть потребованы от истцов или третьих лиц в обеспечение судебных издержек.

--------------------------------
<1> СП СССР. 1967. N 20. Ст. 145.

4. Необходимо отметить такую специфическую особенность обращения в суд иностранных лиц, как возможность их представления консулом, находящимся в России. Ряд консульских конвенций Российской Федерации, заключенных, в частности, с Болгарией, Вьетнамом, Польшей, Румынией, Китаем, КНДР, Австрией, ФРГ и другими странами, предусматривают, что для признания полномочий консула в суде доверенности не требуется.

Данные положения вытекают из ст. 5 Венской конвенции о консульских сношениях, согласно которой консульскими функциями являются среди прочих защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц) в пределах, допускаемых международным правом, в соответствии с законами и правилами государства пребывания, если в связи с отсутствием или по другим причинам такие граждане не могут своевременно осуществить защиту своих прав и интересов.

5. В ч. 3 комментируемой статьи содержится принцип lex fori, который заключается в необходимости применения судом процессуального права своей страны. Процессуальное право иностранных государств может применяться при совершении отдельных процессуальных действий только в случаях, указанных в законах соответствующего государства.

Из этого правила есть отдельные исключения. Например, проверка вступления в законную силу решения иностранного суда осуществляется в соответствии с национальным законодательством страны, в которой вынесено решение, а не той страны, где испрашивается разрешение на принудительное исполнение. В ряде случаев допускается исполнение поручения иностранного суда на основании процессуального права иностранного государства. Данное положение предусмотрено как международными актами, так и национальным законодательством.

В частности, согласно ст. 9 Гаагской конвенции о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам от 18 марта 1970 г. <1> судебный орган, исполняющий судебное поручение, применяет законы своего государства в отношении методов и процедуры исполнения. Однако в случае, если запрашивающий компетентный орган власти просит о соблюдении особой формы, такая просьба удовлетворяется при условии, если данная форма не противоречит законодательству запрашиваемого государства или если ее применение не будет невозможным ввиду несовместимости с внутригосударственной практикой и процедурой или из-за практических трудностей.

--------------------------------
<1> См.: Международное частное право: Сборник документов. М., 1997. С. 737 - 744.

Кроме того, целый ряд других вопросов также решается в гражданском процессе на основе иностранного права, например правовой статус иностранных организаций, действительность доверенности, выданной за рубежом для представления интересов иностранной организации, и т.д. Вместе с тем действие lex fori ослабевает в том плане, что применение процессуального права нередко привязано и к применению соответствующего материального права.

6. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в которых введены ограничения в отношении российских организаций и граждан РФ, так называемые реторсии. Здесь проявляется такой принцип международного гражданского процесса, как взаимность. Аналогичное положение отражено применительно к гражданскому праву в ст. 1194 ГК.

Другой комментарий к статье 398 ГПК РФ

1. В ст. 46 Конституции закреплено право граждан на обращение в суд за защитой своих нарушенных прав. Это право универсально, гарантируется гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, объединениям граждан, лицам без гражданства.

Также конституционно устанавливается (ст. 62 Конституции) возможность иностранных граждан и лиц без гражданства пользоваться в Российской Федерации правами и нести обязанности наравне с российскими гражданами.

ФЗ от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (в ред. от 12.11.2012) (ст. 3) и ФЗ 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в ред. от 30.12.2012) (ст. 2) содержат похожие определения понятия "иностранный гражданин". Статья 2 последнего ФЗ указывает, что иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Именно в наличии доказательств гражданства иностранного государства состоит отличие в понимании данного термина в указанных ФЗ. Правовой статус иностранного гражданина становится юридически признанным только тогда, когда тому есть определенное подтверждение.

2. Гражданские процессуальные права и обязанности иностранных лиц закреплены в ст. 35 ГПК. Они пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации. Это правило изложено также в ст. 1 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между государствами - членами Содружества Независимых Государств 1993 г. В Конвенции детально закрепляется право граждан каждой из договаривающейся сторон в отношении своих личных и имущественных прав на пользование такой же правовой защитой, как и собственные граждане данной договаривающейся стороны, а также других лиц, проживающих на ее территории. Они имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, иные учреждения других договаривающихся сторон, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане данной договаривающейся стороны.

Нормативное разрешение права иностранным лицам обращаться в суды РФ для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов означает предоставление им национального режима. Последнее, в свою очередь, также означает, что на них распространяются нормы российского процессуального законодательства о правоспособности и дееспособности, о правах и обязанностях лиц, участвующих в деле, о судебных расходах и т.д.

Об иностранных лицах как субъектах гражданских процессуальных правоотношений можно говорить только тогда, когда они признаны носителями процессуальных прав и обязанностей, наделены процессуальной правоспособностью и обладают процессуальной дееспособностью.

3. Суд, рассматривая споры с участием иностранных лиц, осуществляет процессуальную деятельность в рамках национального процессуального законодательства. Однако в ст. 11 ГПК содержится исключение, согласно которому суд в соответствии с ФЗ или международным договором РФ при разрешении дел применяет нормы иностранного права.

4. В ч. 4 ст. 398 ГПК содержится правило о возможном установлении Правительством РФ ответных ограничений (реторсий) в отношении иностранных граждан. В данном случае следует говорить о проявлении принципа взаимности.