1. Суды в Российской Федерации исполняют переданные им в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, поручения иностранных судов о совершении отдельных процессуальных действий (вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, показаний свидетелей, заключений экспертов, осмотр на месте и другие).
2. Поручение иностранного суда о совершении отдельных процессуальных действий не подлежит исполнению, если:
1) исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации;
2) исполнение поручения не входит в компетенцию суда.
3. Исполнение поручений иностранных судов производится в порядке, установленном российским правом, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
4. Суды в Российской Федерации могут обращаться в иностранные суды с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий. Порядок сношений судов в Российской Федерации с иностранными судами определяется международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
Комментарий к статье 407 ГПК РФ
1. Комментируемая статья устанавливает правила исполнения судебных поручений, которые поступают в суды России из-за рубежа, и закрепляет возможность обращения российских судов с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий в иностранные суды. Например, надлежащее извещение иностранного участника процесса с использованием судебного поручения имеет существенное значение, поскольку обеспечивает уважение суверенитета иностранного государства, на территории которого находится иностранное лицо, и право на эффективную судебную защиту самого иностранного участника процесса: не случайно в качестве одного из основных возражений ответчика при рассмотрении вопроса о принудительном исполнении решения является неизвещение либо ненадлежащее извещение о судебном процессе в другом государстве.
ГПК не обусловливает исполнение поручений наличием у России международного договора на этот счет с соответствующим государством, российские суды могут исполнять поручения независимо от того, заключен ли с соответствующим государством международный договор об исполнении таких поручений <1>.
--------------------------------
<1> См.: Марышева Н.И. Семейные отношения с участием иностранцев: правовое регулирование в России. М., 2007. С. 250 - 251.
2. Основными международными договорами (кроме двусторонних) в этой сфере выступают: Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 г. (Гаагская конвенция 1965 г.) (Российская Федерация присоединилась в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 10-ФЗ) <1>; Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам от 18 марта 1970 г. (Гаагская конвенция 1970 г.) (Российская Федерация присоединилась в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 11-ФЗ); Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (Минская конвенция); целый ряд двусторонних договоров и соглашений, где в том числе затрагиваются и вопросы исполнения судебных поручений.
--------------------------------
<1> См.: Практическое руководство по применению Гаагской конвенции от 15 ноября 1965 г. о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам / Отв. ред. Н.А. Жильцов. 3-е изд. М., 2007.
Отличие указанных конвенций определяется установленным в них режимом оказания правовой помощи и исполнения судебного поручения, кругом участников и другими характеристиками.
Гаагская конвенция 1965 г. была подготовлена в целях создания условий для того, чтобы судебные или внесудебные документы, которые должны быть вручены или доведены до сведения за рубежом, достигали адресата в оптимальное время. Таким образом, целью разработки была забота об улучшении судебной взаимопомощи путем упрощения и ускорения процедур. Согласно ст. 1 Гаагской конвенции 1965 г. она применима к гражданским или торговым делам во всех случаях, когда судебный или внесудебный документ должен быть направлен за рубеж для вручения или для уведомления о нем. Гаагская конвенция 1965 г. не применяется, когда адрес получателя документа неизвестен.
Каждое договаривающееся государство назначает центральный компетентный орган, который несет ответственность в соответствии со ст. ст. 3 и 6 за прием запросов о вручении или уведомлении, поступающих из других государств - участников Гаагской конвенции 1965 г., и дает им дальнейший ход. Центральный компетентный орган организуется в соответствии с правилами, предусмотренными запрашиваемым государством. Для России это - Министерство юстиции РФ. Этот орган или должностное лицо органа юстиции, в соответствии с законами своего государства, обращается к центральному компетентному органу запрашиваемого государства с запросом, составленным в соответствии с образцами, прилагаемыми к Гаагской конвенции 1965 г., без легализации документов и без других равнозначных процедур. К запросу должен быть приложен документ судебного органа или его копия: каждый документ в двух экземплярах.
Как отмечает Н.И. Марышева, указанные положения являются новыми по сравнению с Конвенцией по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г., предусматривая наличие центрального органа и отсутствие необходимости легализации <1>.
--------------------------------
<1> См.: Марышева Н.И. Присоединение России к Гаагским конвенциям 1965 и 1970 годов по вопросам гражданского процесса // Журнал российского права. 2001. N 6.
В соответствии с Заявлением Российской Федерации по Гаагской конвенции 1970 г. согласно ч. 3 ст. 5 Конвенции документы, предназначенные для вручения на территории РФ, принимаются, если только они составлены на русском языке или сопровождаются переводом на русский язык. Формы запроса и подтверждения о вручении документов, а также основного содержания документов, подлежащих вручению (с переводом стандартных условий на русский язык), приводятся в приложении к Конвенции.
Дипломатические и консульские агенты иностранных государств не вправе осуществлять вручение документов на территории РФ согласно ст. 8 Конвенции, за исключением случаев, когда документ должен быть вручен гражданину запрашивающего государства. Кроме того, вручение документов способами, предусмотренными в ст. 10 Конвенции, в Российской Федерации не допускается.
Важное положение отражено в ст. VIII Заявления. Российская Федерация исходит из того, что в соответствии со ст. 12 Конвенции вручение судебных документов, поступающих из государства-участника, не может служить поводом для взимания или возмещения сборов или издержек в связи с услугами, предоставленными запрашиваемым государством. Взыскание любым государством-участником подобных сборов (за исключением оговоренных в п. п. "а" и "б" ч. 2 ст. 12) будет рассматриваться Российской Федерацией как отказ от применения Конвенции в отношении Российской Федерации, и, соответственно, Российская Федерация не будет применять Конвенцию в отношении такого государства-участника.
Однако в США взимается плата за вручение документов, что не соответствует ст. 12 Конвенции. Поэтому в соответствии с приведенным Заявлением Российской Федерации в отношениях между Россией и США Конвенция и предусмотренные ею способы направления документов за рубеж не применяются <1>.
--------------------------------
<1> Об этом см.: Марышева Н.И. Семейные отношения с участием иностранцев: правовое регулирование в России. С. 255 - 256.
Согласно ст. 1 Гаагской конвенции 1970 г. судебный орган одного договаривающегося государства, подписавшего данную Конвенцию, может в соответствии с положениями своего законодательства запросить посредством судебного поручения компетентный орган другого договаривающегося государства о получении по гражданским или торговым делам доказательства или выполнении другого процессуального действия. Поручение не может быть использовано для получения доказательства, которое не предназначается для начавшегося или намечаемого судебного процесса. Выражение "другое процессуальное действие" не охватывает вручения судебных документов или возбуждения судебной процедуры в целях исполнения или принудительного исполнения судебных решений или приказов либо издания приказов для принятия временных или предохранительных мер.
Договаривающиеся государства назначают центральный орган, на который возлагается обязанность принимать судебные поручения, исходящие от судебного органа другого государства, и передавать их для исполнения компетентным органам. Каждое государство образует центральный орган в соответствии с собственным законодательством. Судебные поручения направляются центральному органу запрашиваемого государства без посредничества какого-либо другого органа этого государства. Таким образом, здесь не предусмотрен более длительный дипломатический порядок сообщения.
Гаагская конвенция 1970 г. в ст. 3 содержит формализованные и единообразные реквизиты судебного поручения: а) наименование органа власти, требующего его исполнения, и запрашиваемого органа, если он известен запрашивающему органу; б) название и адреса сторон в судебном процессе и их представителей, если таковые имеются; в) существо и предмет судебного разбирательства, для которого истребуется доказательство, с изложением сведений, необходимых для исполнения поручения; г) доказательство, которое требуется получить, или другое процессуальное действие, которое надо исполнить.
В соответствующих случаях поручение должно также содержать: а) фамилии и адреса лиц, которых необходимо допросить; б) вопросы, которые нужно поставить допрашиваемым лицам, или обстоятельства, о которых они должны быть допрошены; в) документы или другое имущество, недвижимое или личное, подлежащие осмотру; г) требование о получении свидетельских показаний под присягой или с подтверждением и об использовании особой формы; д) особый порядок или процедуру, применение которых требуется в соответствии со ст. 9 Гаагской конвенции 1970 г. При этом не требуется легализации или других аналогичных формальностей.
Судебное поручение составляется на языке запрашиваемого органа или сопровождается переводом на этот язык. Однако государства-участники должны принять судебное поручение, составленное на английском или французском языке либо сопровожденное переводом на один из этих языков, если по этому поводу не существует оговорки, предусмотренной ст. 33 Гаагской конвенции 1970 г.
В Гаагской конвенции 1970 г. подробно раскрывается процедура исполнения судебного поручения, которая соответствует в целом положениям других подобных соглашений. В частности, при исполнении судебного поручения запрашиваемый орган судебной власти использует те же средства принуждения, в тех же случаях и в той же мере, в какой они предусмотрены внутренним законодательством для исполнения приказов властей собственного государства или ходатайства сторон в судебном процессе внутри государства.
Согласно ст. 11 Гаагской конвенции 1970 г. при исполнении судебного поручения лицо, которого оно касается, может отказаться от дачи показаний в той мере, в какой оно имеет привилегии или служебный долг отказаться от дачи показаний: согласно законодательству запрашиваемого государства либо согласно законодательству запрашивающего государства, что оговорено в судебном поручении или же подтверждено иным образом запрашивающим органом в обращении к запрашиваемому органу. Кроме того, государство - участник Гаагской конвенции 1970 г. может дополнительно заявить, что оно признает такие освобождения и запрещения, установленные законодательством других государств, кроме запрашиваемого или запрашивающего государства, в рамках, указанных в этом заявлении. Речь идет, в частности, о свидетельских иммунитетах, предусмотренных в Конституции РФ и ГПК, об охране государственной, нотариальной и иной тайны.
Согласно ст. 5 Минской конвенции компетентные учреждения юстиции договаривающихся сторон сносятся друг с другом через свои центральные, территориальные и другие органы, если только Минской конвенцией не установлен иной порядок сношений. Договаривающиеся стороны определяют перечень своих центральных, территориальных и других органов, уполномоченных на осуществление непосредственных сношений, о чем уведомляют депозитария.
Запрашиваемое государство не должно требовать возмещения расходов по оказанию правовой помощи, поскольку они сами несут все расходы, возникшие при оказании правовой помощи на их территориях. В просьбе об оказании правовой помощи может быть отказано полностью или частично, если оказание такой помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит законодательству запрашиваемого государства. В случае отказа в просьбе об оказании правовой помощи запрашивающая сторона незамедлительно уведомляется о причинах отказа.
Объем правовой помощи по гражданским делам по ст. 6 Минской конвенции достаточно велик. Стороны оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемого государства, в том числе: составления и пересылки документов, проведения осмотров, обысков, изъятия, передачи вещественных доказательств, проведения экспертизы, допроса сторон, третьих лиц, свидетелей, экспертов, розыска лиц, признания и исполнения судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов.
В поручении об оказании правовой помощи должны быть указаны: а) наименование запрашиваемого учреждения; б) наименование запрашивающего учреждения; в) наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь; г) имена и фамилии сторон, свидетелей, их местожительство и местопребывание, гражданство, занятие; для юридических лиц - их наименование, юридический адрес и (или) местонахождение; д) при наличии представителей лиц, указанных в п. "г", их имена, фамилии и адреса; е) содержание поручения, а также другие сведения, необходимые для его исполнения.
В поручении о вручении документа должны быть также указаны точный адрес получателя и наименование вручаемого документа. Поручение должно быть подписано и скреплено гербовой печатью запрашивающего учреждения. При исполнении поручения об оказании правовой помощи суд применяет законодательство своей страны. Однако по просьбе запрашивающего суда другой суд может применить и процессуальные нормы иностранного государства, если только они не противоречат законодательству страны, где происходит исполнение судебного поручения. Если запрашиваемый суд не компетентен исполнить поручение, он пересылает его другому компетентному суду и уведомляет об этом запрашивающий суд. По просьбе запрашивающего суда запрашиваемый суд своевременно сообщает ему и заинтересованным сторонам о времени и месте исполнения поручения, с тем чтобы они могли присутствовать при исполнении поручения в соответствии с законодательством запрашиваемого государства. В случае если точный адрес указанного в поручении лица неизвестен, запрашиваемый суд принимает в соответствии с законодательством государства, на территории которого он находится, необходимые меры для установления адреса. После выполнения поручения запрашиваемый суд возвращает документы запрашивающему суду; в том случае, если правовая помощь не могла быть оказана, запрашиваемый суд одновременно уведомляет об обстоятельствах, которые препятствуют исполнению поручения, и возвращает документы запрашивающему суду.
3. К числу судебных поручений относятся перечисленные в ч. 1 комментируемой статьи вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, показаний свидетелей, заключений экспертов, осмотр на месте и другие, поскольку их перечень не является закрытым.
В частности, согласно ст. 9 Гаагской конвенции 1970 г. судебный орган, исполняющий судебное поручение, применяет законы своего государства в отношении методов и процедуры исполнения. Однако в случае, если запрашивающий компетентный орган власти просит о соблюдении особой формы, такая просьба удовлетворяется при условии, если данная форма не противоречит законодательству запрашиваемого государства или если ее применение не будет невозможным ввиду несовместимости с внутригосударственной практикой и процедурой или из-за практических трудностей.
Россия не сделала заявления относительно неисполнения судебных поручений, направляемых в целях получения материалов, известных в государствах общего права как досудебное раскрытие доказательств - discovery (ст. 23 Гаагской конвенции 1970 г.). Поэтому при поступлении такого запроса, например, от суда США российский суд ввиду отсутствия процедуры регулирования процедуры discovery в ГПК и АПК, скорее всего, будет применять правила, установленные соответствующим процессуальным законодательством США. В этом плане позитивна ст. 1 ГПК, допускающая применение процессуального права по аналогии.
Основания для отказа в исполнении судебного поручения установлены в ч. 2 комментируемой статьи. Они носят оценочный характер и устанавливаются судом, в который поступило для исполнения судебное поручение. Ущерб суверенитету и безопасности может быть связан с раскрытием информации, относящейся к государственной тайне, а некомпетентность суда может быть связана с неподведомственностью ему соответствующего дела, например когда оно отнесено к ведению арбитражного суда.
4. В отношении порядка исполнения судебного поручения немаловажное значение имеют разъяснения Верховного Суда РФ. В судебной практике возникал вопрос о том, в каком порядке должны исполняться судебные поручения иностранных судов о вручении извещений и других документов в том случае, если лицо, которому такие документы должны быть вручены, уклоняется от их получения. Вправе ли суд не исполнять судебное поручение, если представленные документы не переведены на русский язык?
В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи исполнение поручений иностранных судов производится в порядке, установленном российским правом, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Следовательно, вопросы вручения судебных и внесудебных документов разрешаются на основании российского и международного права.
Порядок вручения таких документов установлен ст. ст. 3 - 6 Гаагской конвенции 1965 г. Указом Президента РФ от 24 августа 2004 г. N 1101 "О центральном органе Российской Федерации по Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам" Министерство юстиции РФ назначено центральным органом для целей получения и организации исполнения запросов компетентных органов иностранных государств о вручении документов на территории РФ.
Гаагской конвенцией 1965 г. установлено, что центральный орган запрашиваемого государства вручает или доставляет документ самостоятельно или иным образом обеспечивает его вручение либо в порядке, предусмотренном законодательством этого государства для вручения или доставки совершенных в нем документов лицам, находящимся на его территории, либо, по ходатайству заявителя, в особом порядке, если такой порядок не является несовместимым с российским законодательством (ст. 5).
Согласно Заявлению Российской Федерации по Гаагской конвенции 1965 г. подтверждения о вручении документов, предусмотренные ст. 6 этой Конвенции, составляются и заверяются судами РФ, непосредственно исполняющими запросы о вручении документов. Таким образом, для организации исполнения судебного поручения иностранного суда центральный орган - Министерство юстиции РФ направляет российскому суду по месту жительства адресата для вручения ему документов иностранного суда. Поскольку исполнение данного поручения возложено на суд, оформление поручения должно производиться судьей. Для вручения документов судья должен вызвать данного гражданина в суд путем направления извещения в соответствии с положениями ст. ст. 113 - 117 ГПК.
Статья 6 Гаагской конвенции 1965 г. обязывает уполномоченный на совершение данного действия орган указать причины невручения документов, которые могут быть выяснены судьей при извещении лица в соответствии с требованиями ст. ст. 113 - 117 ГПК. После выполнения вышеуказанных действий судья оформляет свидетельство по образцу, приложенному к Конвенции. В свидетельстве подтверждается, что документы вручены, и приводятся способ, место и дата вручения, а также указывается лицо, которому они вручены. Если вручить документ не представляется возможным, то на основании сведений, полученных при извещении лица, судья излагает причины его невручения.
Документы, подлежащие вручению на территории РФ, в соответствии с ч. 2 ст. 408 ГПК должны сопровождаться переводом на русский язык. Таким образом, в случае, если документы представлены без перевода, суд вправе отказать в исполнении такого судебного поручения.
Вместе с тем некоторые международные договоры о правовой помощи (например, Договор между СССР и Венгерской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1958 г.) допускают возможность вручения документов без их перевода с добровольного согласия адресата, если лицо в достаточной мере владеет языком, на котором составлены подлежащие вручению документы. В этом случае суд не может отказать в исполнении такого судебного поручения <1>.
--------------------------------
<1> См.: БВС РФ. 2006. N 5. С. 17 - 18.
5. В условиях отсутствия международного договора между Россией и соответствующим иностранным государством судебные поручения российских судов о вручении документов должны направляться для исполнения в данное государство в дипломатическом порядке (т.е. через Министерство иностранных дел РФ).
Другой комментарий к статье 407 ГПК РФ
1 - 2. ГПК не связывает исполнение таких поручений по гражданским делам только с наличием у России международного договора на этот счет с соответствующим государством, так как поручения в России могут быть исполнены и при отсутствии договора. В Российской Федерации действует Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 21.06.1988 N 9132-XI "О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам", согласно которому при поступлении в суд иностранного судебного поручения от государства, не связанного с Российской Федерацией соответствующими обязательствами по международному договору, поручение следует исполнить, кроме случаев, указанных в п. 2 ст. 407 ГПК, где к исключениям относится отказ суда в исполнении, если исполнение поручений может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает ее безопасности, а также в случае, если исполнение поручения не входит в компетенцию суда.
В соответствии со ст. 11 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. вручение документов удостоверяется подтверждением, подписанным лицом, которому вручен документ, и скрепленным официальной печатью запрашиваемого учреждения, содержащим указание даты вручения и подпись работника учреждения, вручающего документ, или выданным этим учреждением иным документом, в котором должны быть указаны способ, место и время вручения.
В связи с тем что дипломатический порядок по своей процедуре зарекомендовал себя как более сложный и занимающий больше времени, а порядок передачи через центральные органы юстиции как более упрощенный, Россия некоторое время обдумывала реальные возможности и перспективы присоединения к Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных доказательств по гражданским и торговым делам 1965 г., а 12 февраля 2001 г. присоединилась к указанной Конвенции.
В связи с присоединением России к данной Конвенции правила сношения по вопросам оказания правовой помощи с государствами-участниками установлены через определение того центрального органа, в который должны направляться судебные поручения. В России таким органом является Минюст России.
3. Помимо многосторонних конвенций, у Российской Федерации, как уже было отмечено выше, имеется целый ряд двусторонних договоров о правовой помощи, в которых также регулируется порядок направления судебных поручений. Так, в соответствии со ст. 9 Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Венгерской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1958 г. подтверждение о вручении документов оформляется в соответствии с правилами о вручении документов, действующими в государстве, к которому обращено поручение. В подтверждении о вручении должны быть указаны дата и место вручения.
4. Суды РФ могут обращаться к иностранным судам с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий (допросе свидетелей, вручении судебных повесток и т.д.).
В Российской Федерации передача судебных поручений осуществлялась долгое время, как правило, дипломатическим путем. Такой порядок установился в 1966 г., когда СССР присоединился к Гаагской конвенции по вопросам международного гражданского процесса 1954 г. и сделал заявление о том, что документы и поручения должны направляться в нашу страну дипломатическим порядком через МИД СССР.
Дипломатический порядок является громоздким и сложным механизмом по следующим причинам. Кроме того, что поручение суда одного государства через министерство иностранных дел и соответствующее посольство этого государства направляется в министерство иностранных дел государства, на территории которого предполагалось совершение процессуального действия, необходимо соблюдение другого порядка, согласно которому между запрашивающим судебным органом или непосредственными исполнителями судебных поручений и министерством иностранных дел в соответствии с требованиями внутреннего права должны действовать промежуточные контрольные инстанции, например в лице судебных или правительственных учреждений, для обеспечения надзора за тем, чтобы направляемое за границу поручение или исполнение поручения иностранного суда не наносило ущерб безопасности государства, не вступало в противоречие с его публичным порядком и соответствовало нормам международных соглашений.
Изъятие из этого порядка поручения составляет процесс пересылки непосредственно через центральные учреждения юстиции. Такой порядок установлен Конвенцией стран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским семейным и уголовным делам 1993 г., двусторонними договорами о правовой помощи.