Статья 417. Отказ в признании и исполнении решений иностранных третейских судов (арбитражей)

1. В признании и исполнении решения иностранного третейского суда (арбитража) может быть отказано:
1) по просьбе стороны, против которой оно направлено, если эта сторона представит компетентному суду, в котором испрашиваются признание и исполнение, доказательство того, что:одна из сторон арбитражного соглашения была в какой-либо мере недееспособна или это соглашение недействительно в соответствии с законом, которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого доказательства - в соответствии с законом страны, в которой решение было принято; сторона, против которой принято решение, не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве либо по другим причинам не могла представить доказательства, либо решение принято по спору, не предусмотренному арбитражным соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения. В случае, если постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением, могут быть отделены от постановлений по вопросам, не охватываемым таким соглашением, часть решения суда, в которой содержатся постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением, может быть признана и исполнена; состав третейского суда или арбитражное разбирательство не соответствовали арбитражному соглашению либо в отсутствие такового не соответствовали закону страны, в которой имел место иностранный третейский суд (арбитраж); решение еще не стало обязательным для сторон, или было отменено, или его исполнение было приостановлено судом страны, в которой или в соответствии с законом которой оно было принято;
2) если суд установит, что спор не может быть предметом арбитражного разбирательства в соответствии с федеральным законом или признание и исполнение этого решения иностранного третейского суда (арбитража) противоречат публичному порядку Российской Федерации.

2. В случае, если в суде заявлено ходатайство об отмене или о приостановлении исполнения решения иностранного третейского суда (арбитража), суд, в котором испрашиваются признание и исполнение, может отложить принятие своего решения, если сочтет это надлежащим.

Комментарий к статье 417 ГПК РФ

1. Основания к отказу в признании и исполнении иностранного арбитражного решения, перечисленные в комментируемой статье, практически совпадают с указанными в ст. V Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. и ст. 36 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже". Согласно ст. III Конвенции 1958 г. каждое государство признает арбитражные решения как обязательные и приводит их в исполнение в соответствие с процессуальными нормами той территории, где испрашивается признание и приведение в исполнение этих решений, на условиях, изложенных в Конвенции 1958 г.

2. Основания к отказу в признании и исполнении арбитражного решения подразделяются на две группы. Первая группа охватывает собой различные процессуальные юридические факты (либо фактические составы), наличие или отсутствие которых является основанием для отказа в признании и исполнении арбитражного решения. Вторая группа оснований охватывает такие оценочные фактические обстоятельства, которые относятся к содержательной стороне арбитражного разбирательства и также могут послужить при их установлении основанием к отказу в признании юридической силы за арбитражным решением.

3. Согласно п. 1 ст. V Конвенции 1958 г. в признании и приведении в исполнение арбитражного решения может быть отказано по просьбе той стороны, против которой оно направлено, только если эта сторона представит компетентной власти по месту, где испрашивается признание и приведение в исполнение, доказательства того, что:

1) стороны в арбитражном соглашении (ст. II Конвенции 1958 г.) были по применимому к ним закону в какой-либо мере недееспособны или это соглашение недействительно по закону, которому стороны это соглашение подчинили, а при отсутствии такого указания - по закону страны, где решение было вынесено; или

2) сторона, против которой вынесено решение, не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве или по другим причинам не могла представить свои объяснения; или

3) указанное решение вынесено по спору, не предусмотренному или не подпадающему под условия арбитражного соглашения или арбитражной оговорки в договоре, или содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения или арбитражной оговорки в договоре, с тем, однако, что если постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением или оговоркой, могут быть отделены от тех, которые не охватываются таким соглашением или оговоркой, то та часть арбитражного решения, которая содержит постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением или арбитражной оговоркой в договоре, может быть признана и приведена в исполнение; или

4) состав арбитражного органа или арбитражный процесс не соответствовали соглашению сторон или, при отсутствии такового, не соответствовали закону той страны, где имел место арбитраж; или

5) решение еще не стало окончательным для сторон или было отменено или приостановлено исполнением компетентной властью страны, где оно было вынесено, или страны, закон которой применяется.

4. Вторая группа оснований (п. 2 ст. V Конвенции 1958 г.) связана с проверкой как процессуальных юридических фактов, так и существа спора. В частности, в признании и приведении в исполнение арбитражного решения может быть также отказано, если компетентная власть страны, в которой испрашивается признание и приведение в исполнение, найдет, что:

1) объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по законам этой страны; или

2) признание и приведение в исполнение этого решения противоречат публичному порядку этой страны.

5. Различия между данными основаниями к отказу в признании и исполнении арбитражного решения заключается в следующем. Во-первых, основания п. 1 и первое основание п. 2 ст. V Конвенции 1958 г. носят, как уже указывалось, процессуальный характер. Второе основание п. 2 ст. V Конвенции 1958 г. носит содержательный характер и больше относится к материально-правовой характеристике как самого дела, так и возможных последствий исполнения арбитражного решения. Во-вторых, если первая группа оснований носит более или менее определенный характер, то основание, связанное с публичным порядком, носит достаточно оценочный характер и может толковаться самым различным образом. В-третьих, очень существенно различие по бремени доказывания. При доказывании оснований п. 1 ст. V Конвенции 1958 г. (и ч. 1 комментируемой статьи) обязанность доказывания наличия или отсутствия указанных процессуальных юридических фактов возложена на сторону, против которой направлено арбитражное решение. Юридические факты, указанные в п. 2 ст. V Конвенции 1958 г. (и ч. 2 комментируемой статьи), могут как доказываться стороной, против которой направлено решение арбитража, так и быть установлены по инициативе самого суда, рассматривающего заявление о признании и исполнении арбитражного решения. В отличие от традиционных правил гражданского процесса в этом плане на суд возлагается обязанность по проявлению инициативы с целью установления фактов предмета доказывания в данном производстве.

Однако общее, объединяющее начало всех оснований ст. V Конвенции 1958 г. заключается в том, что компетентный суд, рассматривающий заявление о признании и исполнении иностранного арбитражного решения, не вправе его пересматривать по существу с точки зрения правильности применения норм материального права, определения предмета доказывания и оценки доказательств. В этих случаях может выдвигаться оговорка о публичном порядке.

6. Если понимание обстоятельств, указанных в п. 1 ст. V Конвенции 1958 г., близко к их изложению и толкованию в ч. 1 ст. 412 ГПК, то понимание фактических обстоятельств, указанных в п. 2 ст. V Конвенции 1958 г., нуждается в дополнительном пояснении. Согласно первому основанию п. 2 ст. V Конвенции 1958 г. в признании и приведении в исполнение арбитражного решения может быть отказано, если объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по законам этой страны, т.е. России. Дело в том, что в других государствах круг вопросов, охватываемых арбитражным соглашением, может быть более широким, чем в Российской Федерации. Поэтому оценка возможности объекта спора быть предметом арбитражного разбирательства будет оцениваться судом с позиций российского, а не иностранного права, которое может содержать другие подходы. Для понимания противоречия публичному порядку см. комментарий к ст. 412 ГПК.

7. Сроки приведения в исполнение арбитражного решения исчисляются со дня вступления в законную силу определения суда, которым разрешено исполнение.

Другой комментарий к статье 417 ГПК РФ

1. Статья 417 ГПК содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии любого из которых в признании и исполнении решения иностранного третейского суда (арбитража) может быть отказано. Данная статья практически полностью соответствует ст. 421 и 426 ГПК, в связи с чем в исчерпывающем самостоятельном комментарии не нуждается.

В отличие от ч. 1 ст. 421 и ч. 1 ст. 426 ГПК, сформулированных в императивной форме, ч. 1 ст. 417 ГПК предоставляет судье компетентного государственного суда более широкие возможности судейского усмотрения, так как "в признании и исполнении решения иностранного третейского суда (арбитража) может быть отказано", а следовательно, оно может быть признано и исполнено и при наличии содержащихся в ст. 417 ГПК оснований.

Подобный законодательный подход нам представляется совершенно необоснованным, так как, во-первых, создает предпосылки для безграничного судейского усмотрения и, во-вторых, позволяет при наличии одних и тех же оснований обязательно отказывать в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения национального третейского суда и приводить к исполнению решение иностранного третейского суда (арбитража), даже если оно противоречит публичному порядку Российской Федерации.

Содержащееся в ст. 417 ГПК такое основание для отказа в признании и исполнении решения иностранного третейского суда (арбитража), как его противоречие публичному порядку Российской Федерации, отсутствует в отечественном законодательстве, регламентирующем вопросы создания и деятельности национальных третейских судов. Как справедливо отмечает В.В. Ярков, данное основание "носит оценочный характер и может толковаться самым различным образом" <1>.

--------------------------------
<1> Международный коммерческий арбитраж: Комментарий законодательства // Постатейный научно-практический комментарий к Закону РФ "О международном коммерческом арбитраже" / Под ред. А.С. Комарова, С.Н. Лебедева, В.А. Мусина. СПб., 2007. С. 170.

В то же время в международной практике принято под нарушением национального публичного порядка понимать нарушение основополагающих принципов национального права. В силу отмеченного отечественный законодатель в нормы ст. 421 и 426 ГПК и включил соответствующую формулировку данного основания.

Подробнее комментарий непосредственных оснований для отказа в признании и исполнении решения иностранного третейского суда (арбитража) см. в комментариях к ст. 421 и 426.

2. В процессе рассмотрения заявления о признании и исполнении на территории РФ решения иностранного третейского суда (арбитража) заинтересованная сторона может заявить ходатайство как о полной отмене исполнения данного решения, так и о приостановлении его исполнения. В подобной ситуации компетентный суд РФ правомочен, если сочтет это целесообразным и обоснованным, отложить принятие своего решения о признании и исполнении решения иностранного третейского суда (арбитража), тем самым удовлетворив заявленное ходатайство.