Статья 418. Оспаривание решения третейского суда

1. Решение третейского суда, принятое на территории Российской Федерации, может быть оспорено сторонами третейского разбирательства путем подачи заявления об отмене решения третейского суда в соответствии со статьей 419 настоящего Кодекса.
2. Заявление об отмене решения третейского суда подается в районный суд, на территории которого принято решение третейского суда, в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения оспариваемого решения стороной, обратившейся с заявлением, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, федеральным законом.

3. Заявление об отмене решения третейского суда оплачивается государственной пошлиной в размере, предусмотренном федеральным законом для оплаты заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Комментарий к статье 418 ГПК РФ

1. В гл. 46 ГПК регулируется производство по оспариванию решений третейских судов. Под третейским судом понимается такой суд, который образован сторонами спора в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" <1>. В отличие от ст. 230 АПК в комментируемой статье прямо не говорится о возможности оспаривания решений международных коммерческих арбитражей, принятых на территории РФ. На наш взгляд, правила комментируемой главы распространяются и на решения международного коммерческого арбитража, если его решение принято по делу, подведомственному суду общей юрисдикции.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3019.

2. По общему правилу решение третейского суда является окончательным для сторон и не может быть пересмотрено в порядке, установленном для пересмотра судебных актов государственных судов. Вместе с тем закон устанавливает специальные процедуры оспаривания решений третейских судов. Впервые такая процедура была предусмотрена разд. VII Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" <1>, а затем была введена и для третейских судов гл. VII Закона о третейских судах. Поэтому если по оспариванию решений международных коммерческих арбитражей, вынесенных на территории РФ, имеется определенная судебная практика судов общей юрисдикции, то в отношении оспаривания решений третейских судов таковой нет, поскольку это новый институт гражданского процессуального права.

--------------------------------
<1> Ведомости РФ. 1993. N 32. Ст. 1240.

Возникает и вопрос о соотношении норм ГПК (ст. ст. 418 - 422), Закона о третейских судах (ст. ст. 40 - 43) и Закона об арбитраже (ст. 34), поскольку они содержат практически единообразное регулирование по содержанию, вместе с тем отличаясь по изложению ряда положений и деталей. На наш взгляд, в этом случае следует исходить из норм ГПК, за исключением тех положений, которые не отражены в ГПК и поэтому могут применяться вполне самостоятельно (например, правило п. 4 ст. 34 Закона об арбитраже, которого нет в ГПК). Кроме того, ряд положений гл. 46 ГПК (например, ч. 2 комментируемой статьи) не носят императивного характера, отсылая к другим федеральным законам и международным договорам РФ, в связи с чем в подобных случаях следует применять не только ГПК, но и иные законы, носящие специальный характер.

3. В ч. 1 комментируемой статьи определен объект проверки при оспаривании - решения третейских судов, принятые на территории РФ. При этом не все решения третейских судов могут быть оспорены. Согласно ст. 40 Закона о третейских судах решение третейского суда может быть оспорено, если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным. Поэтому решения третейских судов, которые признаны сторонами окончательными в их соглашении, не могут быть оспорены в суд. Соответственно суд, установив данные юридические факты, должен прекратить производство по оспариванию решения третейского суда.

4. В ст. 38 Закона о третейских судах определена возможность прекращения третейского разбирательства путем вынесения определения третейским судом о прекращении разбирательства. Основания для прекращения разбирательства носят большей частью процессуальный характер. По сложившейся практике судов общей юрисдикции они не принимали к рассмотрению заявления на определения арбитражей о прекращении арбитражного разбирательства в соответствии со ст. 32 Закона об арбитраже, исходя из того, что тем самым прекращается и мандат третейского суда, а заинтересованные лица имеют возможность обратиться с иском в компетентный государственный суд.

Полагаем, что такое толкование вполне подходит и для анализа предмета оспаривания по правилам комментируемой главы, поскольку, во-первых, с точки зрения формальной в названии как главы, так и статей речь идет о решениях, а не определениях; во-вторых, по существу заинтересованные лица не утрачивают в этом случае право на судебную защиту в соответствующем государственном суде; в-третьих, государственные суды могут вмешиваться в деятельность третейских судов только в случаях, предусмотренных законом, однако ни Закон об арбитраже, ни Закон о третейских судах таким правом контроля в отношении постановлений или определений о прекращении третейского разбирательства государственные суды не наделяют.

Единственным исключением может быть случай, когда согласно ст. 38 Закона о третейских судах третейский суд принял решение об утверждении письменного мирового соглашения. Поскольку здесь речь идет о решении, принятом по существу дела, то его можно оспорить в суд по правилам комментируемой главы.

5. В ч. 2 комментируемой статьи прямо назван компетентный суд, которому подведомственно рассмотрение ходатайств об оспаривании, - районный суд общей юрисдикции, на территории которого принято решение третейского суда. Подсудность рассмотрения заявления определяется местом принятия решения третейского суда, а не местом расположения постоянно действующего третейского суда.

Разграничение подведомственности с арбитражными судами по делам об оспаривании решений третейских судов определяется общими правилами. Если дело, по которому вынес решение третейский суд, возникло из гражданских правоотношений и подпадает под критерии подведомственности арбитражных судов, указанные в § 1 гл. 4 АПК (экономический спор или другое дело, связанное с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности), то заявление подается в арбитражный суд. Во всех остальных случаях заявление подается в районный суд общей юрисдикции. В основном это касается решений по спорам между гражданами и гражданами и организациями, например из потребительских, жилищных и других отношений, не подпадающих под критерии подведомственности дел арбитражным судам.

Субъектами оспаривания решения третейского суда являются стороны третейского разбирательства.

6. Согласно ч. 2 комментируемой статьи установлены специальные предельные сроки для подачи ходатайства об оспаривании решения третейского суда - не свыше трех месяцев. Данный срок исчисляется по общему правилу со дня получения стороной, заявляющей ходатайство, решения. При этом согласно п. 3 ст. 34 Закона об арбитраже в случае, если была подана просьба в соответствии со ст. 33 Закона об арбитраже (исправление и толкование решения, дополнительное решение), то трехмесячный срок исчисляется со дня вынесения третейским судом решения по этой просьбе. Хотя такого положения нет в Законе о третейских судах, полагаем, что аналогичный порядок применим и к третейским судам, поскольку указанный Закон в ст. ст. 34 - 36 также предусматривает возможность вынесения дополнительного решения, разъяснения решения и исправления описок, опечаток и арифметических ошибок в решениях третейских судов.

7. Согласно ч. 3 комментируемой статьи ходатайство об отмене решения третейского суда должно оплачиваться государственной пошлиной применительно к ставкам, предусмотренным при подаче заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, т.е. пять минимальных размеров оплаты труда.

8. Согласно ч. 5 ст. 230 АПК в арбитражные суды РФ могут быть оспорены арбитражные решения иностранных международных коммерческих арбитражей, которые не были вынесены на территории РФ, при следующих условиях: во-первых, если это предусмотрено международным договором, во-вторых, если при принятии арбитражного решения были применены нормы российского законодательства. ГПК такого правила не предусматривает, поэтому решения третейских судов, принятые за рубежом, могут быть оспорены только в государственные суды соответствующих государств на условиях, предусмотренных национальным законодательством.

9. Решение третейского суда является основанием для регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Однако если в результате такой регистрации будут нарушены права иных лиц, то они не лишены возможности оспорить решение третейского суда в соответствии с нормами, установленными гл. 46 ГПК (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2004 г., утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2005 г. <1>).

--------------------------------
<1> БВС РФ. 2005. N 7.

Другой комментарий к статье 418 ГПК РФ

1. В ст. 418 ГПК содержится принципиально новое, по сравнению с ранее действовавшим законодательством, положение о возможности оспаривания решения третейского суда. Данная статья может применяться как к решениям постоянно действующих третейских судов, так и к решениям третейских судов ad hoc, созданным сторонами для разрешения одного конкретного спора.

При применении данной нормы следует иметь в виду следующие два требования:

а) решение третейского суда может быть оспорено заинтересованной стороной только в том случае, если оно принято на территории РФ. Предусмотренная ст. 1 и 34 Закона РФ от 07.07.1993 N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" (в ред. от 03.12.2008) возможность оспаривания решения третейского суда также распространяется только на решения, принятые на территории РФ. В случае если решение третейского суда принято на территории иного государства, то оно оспариванию не подлежит;

б) решение третейского суда может быть оспорено, в соответствии со ст. 40 ФЗ от 24.07.2002 102-ФЗ "О третейский судах в Российской Федерации" (в ред. от 21.11.2011), только в том случае, если в третейском соглашении сторонами не зафиксирована окончательность решения третейского суда. В противном случае заявление об отмене решения третейского суда подано быть не может. Подобная предпосылка для оспаривания решения третейского суда в Законе РФ "О международном коммерческом арбитраже" отсутствует, однако, как указывает Е.В. Кудрявцева, "ничто не мешает сторонам включить подобного рода условия в текст арбитражной оговорки" <1>.

--------------------------------

КП: примечание.

Учебник "Гражданский процесс" (под ред. М.К. Треушникова) включен в информационный банк согласно публикации - Статут, 2014 (5-е издание, переработанное и дополненное).

КП: примечание.

Учебник "Арбитражный процесс" (под ред. М.К. Треушникова) включен в информационный банк согласно публикации - Городец, 2007 (издание третье, исправленное и дополненное).

<1> См.: Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2003. С. 702; Арбитражный процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2003. С. 623.

2. При соблюдении вышеуказанных двух требований заинтересованная сторона третейского разбирательства <1> вправе оспорить решение третейского суда путем подачи заявления в районный суд общей юрисдикции, на территории которого принято решение. Как представляется, данный механизм является не совсем приемлемым. Обусловлено это тем, что при рассмотрении заявления об отмене решения третейского суда компетентному суду в обязательном порядке потребуются правила постоянно действующего третейского суда, которые проще и оперативнее могут быть получены не в месте рассмотрения дела третейским судом, а в месте его расположения, так как в соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" постоянно действующий третейский суд обязан направить вышеназванные правила в компетентный суд по месту своего нахождения. Таким образом, место подачи заявления об отмене решения третейского суда (применительно к постоянно действующим третейским судам), на наш взгляд, следовало бы заменить с места рассмотрения дела на место расположения третейского суда.

--------------------------------
<1> Следует учитывать, что согласно правовой позиции КС РФ правом оспаривания решения третейского суда обладают и лица, не участвовавшие в деле, если этим решением был разрешен вопрос об их правах и обязанностях (см. Определение КС РФ от 18.12.2008 N 1086-О-П).

Заявление об отмене решения третейского суда должно быть подано в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения заинтересованной стороной оспариваемого решения. Как представляется, сам критерий определения начала исчисления срока на оспаривание решения третейского суда является не конкретизированным, в результате чего дата получения стороной решения третейского суда при определенных обстоятельствах (при направлении его заказным письмом с уведомлением по почте) может быть проверена компетентным судом исключительно путем запроса материалов дела в третейском суде, что, в свою очередь, может при определенных обстоятельствах оказаться невыполнимым. В ряде норм ГПК (ст. 321, 332 и др.) содержится наиболее правильное, на наш взгляд, унифицированное положение об исчислении срока на обжалование со дня принятия решения или вынесения определения, которое следовало бы распространить и на ст. 418 ГПК <1>. Трехмесячный срок оспаривания решения третейского суда также представляется чрезмерно продолжительным.

--------------------------------
<1> Аналогичный единообразный подход к определению момента начала исчисления срока на обжалование содержится и в большинстве норм АПК. Однако по трудно объяснимым причинам и в АПК при исчислении срока на подачу заявления об отмене решения третейского суда или на выдачу исполнительного листа на принудительное его исполнение применен такой же критерий - со дня получения решения.

В ст. 418 ГПК содержится важное положение о том, что место и срок оспаривания решения третейского суда могут определяться и иначе, если это будет предусмотрено международным договором РФ или ФЗ.

3. При подаче заявления об отмене решения третейского суда заинтересованной стороной должна быть уплачена государственная пошлина, размер которой определяется в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 333.19 НК.