Статья 88. Судебные расходы

1. Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

2. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

Комментарий к статье 88 ГПК РФ

1. Осуществление правосудия - это деятельность, которая требует значительного государственного финансирования. Для частичного возмещения государству расходов, понесенных на содержание судебной системы и обеспечение ее деятельности, определенные расходы возлагаются законом на тех, кто обращается в суд за защитой. При этом финансирование судов не находится в зависимости от уплаченной государственной пошлины. Судебные расходы выполняют не только компенсационную функцию. Не менее важно то, что они призваны дисциплинировать физических и юридических лиц, предотвращая необоснованное заявление ими требований, необоснованные ходатайства о проведении экспертиз, вызове свидетелей и т.д. Сравнительно высокие ставки государственной пошлины должны стимулировать добровольное исполнение обязанностей (под страхом уплаты судебных расходов). Можно сказать, что это является превентивной целью введения государственной пошлины. Вместе с тем установленный размер государственной пошлины должен позволять каждому гражданину, юридическому лицу обращаться в суд за защитой. По этой причине ГПК содержит специальные нормы, гарантирующие обеспечение принципа доступности судебной защиты в отношении граждан, мелкого бизнеса (отсрочка уплаты государственной пошлины и т.п.).

2. Новый ГПК не дает определения судебных расходов, констатируя лишь их состав. Как следует из комментируемой статьи, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с действующим законодательством государственная пошлина - это сбор, взимаемый с лиц, перечисленных в ст. 333.17 НК, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ (п. 1 ст. 333.16 НК).

Закон дает общее понятие государственной пошлины, уплачиваемой не только при отправлении правосудия, но и при совершении действий нотариальными органами, органами загса и т.д. Однако это общее понятие в равной степени относится и к гражданскому процессу.

К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: 1) суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; 2) расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ; 3) расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; 4) расходы на оплату услуг представителей; 5) расходы на производство осмотра на месте; 6) компенсация за фактическую потерю времени (ст. 99 ГПК); 7) почтовые расходы, понесенные сторонами и связанные с рассмотрением дела; 8) другие признанные судом необходимыми расходы.

Современное законодательство (как гражданско-процессуальное, так и арбитражно-процессуальное) имеет тенденцию к расширению перечня расходов, относимых к судебным издержкам.

Государственная пошлина и издержки, связанные с рассмотрением дела в суде, в совокупности составляют судебные расходы, которые можно определить как денежную сумму, выплачиваемую лицами, участвующими в деле, в связи с производством по делу в суде.

3. Плательщиками государственной пошлины являются граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, юридические лица, независимо от форм собственности, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов. Если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные гл. 25.3 НК, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, ее размер уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины.

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Заявитель уплачивает государственную пошлину до обращения в суд и прилагает к исковому заявлению квитанцию банка об оплате пошлины.

В соответствии с действующим законодательством государственная пошлина в суде взимается при:

1) подаче искового заявления: первоначального и встречного исков; искового заявления третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора; иска об изменении размеров и сроков платежей, предъявленного после вступления решения в законную силу.

Если место истца занимает правопреемник, он платит государственную пошлину, когда она не была уплачена. Если один или несколько исков выделены из соединенных требований в отдельное производство, государственная пошлина не пересчитывается и не возвращается;

2) подаче заявления по делам, возникающим из публичных правоотношений;

3) подаче заявления по делам особого производства;

4) подаче заявления о вынесении судебного приказа;

5) подаче апелляционной, кассационной и надзорной жалоб;

6) подаче заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде;

7) подаче заявления об отмене решения третейского суда;

8) подаче заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;

9) выдаче судом копий (дубликатов) документов.

В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 333.19 НК при подаче заявления о повторной выдаче копий судебных актов, копий других документов из дела, выдаваемых судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликатов исполнительных листов государственная пошлина уплачивается в размере 2 руб. за одну страницу документа, но не менее 20 руб. Как разъяснил Верховный Суд РФ, при выдаче судом копии документа в пределах от одной до десяти страниц государственная пошлина уплачивается в размере 20 руб., а при количестве, превышающем 10 страниц, - исходя из расчета 2 руб. за каждую страницу текста. При уплате государственной пошлины за несколько копий одного документа следует исходить из общего числа страниц, из расчета 2 руб. за каждую страницу документа. Если в заявлении содержится просьба о повторной выдаче копий разных судебных документов, государственная пошлина должна уплачиваться за копию каждого из них, независимо от количества страниц <1>.

--------------------------------
<1> См.: БВС РФ. 2006. N 3. С. 20 - 21.

Верховный Суд РФ неоднократно давал разъяснения по вопросам уплаты государственной пошлины. В частности, это касается исчисления государственной пошлины по искам о признании недействительными договоров купли-продажи и дарения и о применении последствий недействительности сделок. Поскольку указанные требования связаны с правом на имущество, то и размер государственной пошлины должен исчисляться как при подаче исковых заявлений имущественного характера, подлежащих оценке в зависимости от цены иска <1>.

--------------------------------
<1> См.: БВС РФ. 2007. N 6. С. 19.

При этом государственная пошлина уплачивается до подачи заявления или жалобы и при выдаче судом копий документов.

В зависимости от категорий дел законодательно установлен размер уплачиваемой государственной пошлины. Она может быть подразделена на следующие виды исходя из порядка ее расчета:

1) простая - установленная законом государственная пошлина в твердой денежной форме. Например, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина составляет для физических лиц 100 руб., для организаций - 2000 руб.;

2) пропорциональная - установленная законом государственная пошлина, исчисляемая в процентном отношении от какой-либо суммы. Так, при подаче заявления о вынесении судебного приказа государственная пошлина составляет 50% размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера;

3) смешанная (комбинированная) - сочетание в размере государственной пошлины твердой денежной суммы и процентов от какой-либо суммы. К примеру, при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 10001 руб. до 50000 руб. - 400 руб. плюс 3% суммы, превышающей 10000 руб.

Для определения размера уплаты государственной пошлины важно правильно определить цену иска (см. комментарий к ст. 91 ГПК).

В соответствии с требованиями ГПК при подаче искового заявления истец должен представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. В случае невыполнения данного требования исковое заявление будет оставлено судьей без движения, о чем выносится определение. В нем указывается срок, в течение которого необходимо исправить названный недостаток. В случае если заявитель в установленный срок выполнит указания судьи, изложенные в определении, заявление считается поданным в день первоначального представления его в суд. В противном случае заявление считается неподанным и возвращается заявителю со всеми приложенными к нему документами (ч. 2 ст. 136 ГПК).

Судебной практике известны случаи, когда суд ошибочно применял институт оставления заявления без движения в связи с неуплатой государственной пошлины <1>.

--------------------------------
<1> См.: БВС РФ. 2002. N 4. С. 16 - 17.

Другой комментарий к статье 88 ГПК РФ

1. Осуществление правосудия по гражданским делам влечет за собой значительные денежные затраты. Частично эти затраты ложатся на федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, на территории которых действуют мировые судьи. Между тем основная масса рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства дел возникает из частноправовых отношений. Поэтому в гражданском судопроизводстве исторически сложился институт судебных расходов, устанавливающий "платность" процесса судебной защиты прав и охраняемых законом интересов. Этим институтом регулируются денежные отношения, возникающие в рамках гражданского судопроизводства, между сторонами и государством, а также лицами, содействующими осуществлению правосудия по гражданским делам (свидетелями, экспертами, представителями, переводчиками).

Судебные расходы представляют собой затраты, которые несут участвующие в деле лица, по поводу и в связи с рассмотрением и разрешением гражданского дела в суде общей юрисдикции, а также мировыми судьями.

Е.М. Хамизова называет судебные расходы дополнительной юридической санкцией для должника, ненадлежащим образом исполнившего либо вообще не исполнившего свои обязанности <1>.

--------------------------------
<1> Хамизова Е.М. Виды судебных расходов в гражданском судопроизводстве: Учеб. пособие / Под ред. О.В. Исаенковой. Саратов: СГАП, 2007. С. 4.

Исторически выделяется два вида судебных расходов: 1) государственная пошлина; 2) издержки, связанные с рассмотрением дела.

2. Особенностью института судебных расходов является то, что он регулируется одновременно нормами финансового и гражданского процессуального права. К предмету финансово-правового регулирования относятся вопросы, связанные с поступлением судебных расходов в местный бюджет: размер платежей, порядок их исчисления, освобождение от уплаты; основания и порядок возвращения из бюджета денежных сумм гражданам и организациям. Это прямо вытекает из ч. 2 ст. 88 ГПК, где сказано, что размер (ст. 333.19 НК) и порядок уплаты (ст. 333.18 НК) государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах, а также из ст. 89, 90, 92, 93 ГПК, которые носят отсылочный характер к гл. 25.3 НК.

Под государственной пошлиной понимается установленный законом обязательный и действующий на всей территории РФ сбор, взимаемый за совершение юридически значимых действий (например, принятие искового заявления, апелляционной или кассационной жалоб и т.п.). Выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям. Размер, порядок уплаты государственной пошлины, льготы по уплате, предоставление рассрочки или отсрочки уплаты, а также возврат государственной пошлины регулируются гл. 25.3 НК.

Различают два вида государственной пошлины:

1) пропорциональная - она взыскивается с исковых заявлений и жалоб на решения суда по делам имущественного характера и зависит от цены иска, определяемой по правилам, установленным ст. 91 ГПК, и

2) фиксированная, которая определяется в твердой денежной сумме в зависимости от категории или сущности требования, подлежащего оплате государственной пошлиной, а также от субъекта, обращающегося за совершением юридически значимого действия (физическое лицо или организация).

Квитанция об уплате прилагается к исковому заявлению или иному документу, подлежащему оплате пошлиной. Отсутствие квитанции влечет за собой отказ в совершении требуемого процессуального действия при условии, что заявитель не освобожден от уплаты судебных расходов в доход государства. Если же в нарушение требований ст. 132 ГПК документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в полном объеме, не приложен к подаваемому в суд исковому заявлению, судья, руководствуясь ст. 136 ГПК, выносит определение об оставлении заявления без движения. В этом определении истцу устанавливается разумный срок для уплаты (доплаты) пошлины, и, если истец уплатит недостающую пошлину в установленное время, исковое заявление будет считаться поданным в день его первоначального представления в суд. При непредставлении истцом в указанное судьей время документа об уплате (доплате) государственной пошлины заявление считается неподанным и все документы возвращаются заявителю.