Статья 24. Гражданские дела, подсудные районному суду

Гражданские дела, подведомственные судам, за исключением дел, предусмотренных статьями 23, 25, 26 и 27 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

Комментарий к статье 24 ГПК РФ

В соответствии со ст. 21 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" <1> районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Полномочия, порядок образования и деятельности районного суда устанавливаются федеральным конституционным законом. На данный момент закон о судах общей юрисдикции отсутствует. Согласно ст. 17 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" с 1 января 1997 г. упразднение и создание районных судов производятся исключительно на основании федеральных законов. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 36 данного Закона районные (городские) суды, образованные до 1 января 1997 г., считаются районными судами.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.

Районные суды обладают юрисдикцией на определенной территории, которая является, как правило, отдельным или самостоятельным административно-территориальным образованием (например, город, район, район в городе и т.п.).

Районные суды являются основным звеном системы судов общей юрисдикции. Об этом свидетельствует общее правило родовой подсудности, сформулированное в комментируемой норме, согласно которому к компетенции районных судов относятся все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции, за исключением дел, предусмотренных ст. ст. 23, 25, 26 и 27 ГПК, т.е. отнесенных к подсудности мировых судей, военных судов, судов субъектов РФ и Верховного Суда РФ.

Другой комментарий к статье 24 ГПК РФ

Суды всех звеньев системы судов общей юрисдикции являются судами первой инстанции. Родовая подсудность гражданских дел районным судам определяется по "остаточному" принципу. Районные суды рассматривают все гражданские дела за исключением дел, отнесенных к компетенции мировых судей, судов субъектов РФ, военных судов и ВС РФ.

Так, Д. обратился в Верховный Суд РФ с иском о возмещении морального вреда, причиненного незаконным осуждением. Выбор родовой подсудности он объяснил тем, что ответчиком по его требованию является Российская Федерация. ВС РФ возвратил исковое заявление, сославшись на то, что подсудность этого дела не предусмотрена ст. 23, 25 - 27 ГПК, из чего следует, что оно подсудно районному суду (Определение ВС РФ от 08.08.2008 N ГКПИ08-1715).

Районным судам подсудна большая часть дел искового производства, подведомственных судам общей юрисдикции.

К подсудности районных судов отнесены дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти РФ и ее субъектов, за исключением актов Президента РФ.

Районным судам подсудны дела об оспаривании ненормативных актов (решений, действий, бездействия) органов и должностных лиц местного самоуправления, а также муниципальных органов. Районным судам подсудны также дела об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти и должностных лиц, за исключением названных в п. 1 ч. 1 ст. 27 ГПК и п. 1 ч. 3 ст. 9 ФКЗ "О военных судах Российской Федерации". Такой вывод следует из систематического анализа ст. 24, 26, 27 ГПК и ст. 9 ФКЗ "О военных судах Российской Федерации".

К подсудности районных судов относятся гражданские дела о защите избирательных прав и права граждан Российской Федерации на участие в референдуме по заявлениям избирателей, кандидатов, их доверенных лиц, избирательных объединений, избирательных блоков, их доверенных лиц, политических партий, их региональных отделений, иных общественных объединений, инициативных групп по проведению референдума и наблюдателей, прокурора о нарушениях избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации решениями и действиями органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, а также участковых избирательных комиссий и комиссий референдума (см. ст. 24, 26, 27, 259 ГПК, а также Федеральные законы от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в ред. от 02.05.2012); от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (в ред. от 02.05.2012); от 26.11.1996 N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (в ред. от 09.11.2009); от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в ред. от 03.12.2012)). Так, Л. было возвращено ВС РФ заявление об оспаривании действий члена ЦИК России, отказавшего Л. в принятии части документов, сославшись на то, что ВС РФ подсудны дела по жалобам на коллегиальные действия комиссии, а не действия ее отдельных членов, в связи с чем Л. следует обратиться в районный суд (Определение ВС РФ от 15.01.2008 N КАС08-3).

Законодателем установлена еще одна категория дел о защите избирательных прав, подсудных районным судам, - по заявлениям избирательных комиссий и комиссий референдума в связи с нарушением избирательного законодательства, законодательства о референдуме органами местного самоуправления, должностными лицами муниципальных образований, участковыми избирательными комиссиями, комиссиями референдума, избирательными объединениями по выборам органов и должностных лиц местного самоуправления, кандидатами в эти органы (ч. 2 ст. 259 ГПК).