(Утратила силу с 15 сентября 2015 года - Федеральный закон от 8 марта 2015 года N 23-ФЗ)
Комментарий к статье 250 ГПК РФ
Законная сила судебного решения означает его общеобязательность, с момента вступления решения суда в законную силу установленные им права и обязанности подлежат осуществлению по требованию заинтересованного лица. Одним из свойств, приобретаемых решением суда после его вступления в законную силу, является его исключительность, означающая невозможность повторного заявления в суде тех же требований по тем же основаниям одними и теми же лицами. Однако по делам, возникающим из публично-правовых отношений, свойство исключительности распространено не только на лиц, участвующих в деле, но и на любых иных лиц. Если бы законодатель не установил настоящее правило, то в противном случае один и тот же нормативный правовой акт мог бы оспариваться в суде неограниченное количество раз по заявлениям различных лиц, что вряд ли оправданно и целесообразно.
Очевидно, что особенности законной силы судебного решения, о которых идет речь в комментируемой статье, не распространяются на индивидуальные споры по делам, возникающим из публично-правовых отношений.
Другой комментарий к статье 250 ГПК РФ
По существу данная норма закрепляет одно из свойств решения, вступившего в законную силу, - его исключительность. Это общее свойство всех решений, вступивших в законную силу, по любому гражданскому делу.
Следует отметить, что решения по делам, возникающим из публичных правоотношений, вступив в законную силу, характеризуются, кроме исключительности, другими свойствами.
Так, весьма специфичны объективные и субъективные пределы решений, вступивших в законную силу по делам, возникающим из публичных правоотношений. Одной из особенностей объективных пределов можно считать то, что решение суда распространяется не только на конкретные рассмотренные судом правоотношения, но и на другие правоотношения, связанные с уже рассмотренным спорным правоотношением. Например, если суд вынес решение о признании нормативного правового акта недействующим, то и другие акты, изданные на основании этого акта, также признаются недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Относительно субъективных пределов решений по делам, возникающим из публичных правоотношений, следует отметить, что законная сила этих решений распространяется не только на лиц, участвующих в деле, но и на всех субъектов, чьи права и законные интересы могут быть защищены вступившим в законную силу решением. Особенно это свойство характерно по делам об оспаривании нормативных правовых актов, которыми затрагиваются интересы многочисленной группы лиц, подпадающих под действие оспариваемого нормативного правового акта, а также по большинству избирательных споров.
Проблемным остается свойство исполнимости решений, вступивших в законную силу. Судебная практика не всегда до конца выполняет обязанность по восстановлению нарушенных прав в полном объеме. Следует отметить, что только по делам, перечисленным в гл. 25 ГПК, указано требование о восстановлении нарушенных прав и свобод в полном объеме и об обязанности сообщить суду и заявителю об исполнении решения в течение месяца (ч. 3 ст. 258 ГПК). Такое указание должно содержаться в общих положениях ГПК, т.е. в гл. 23.
Также вызывает трудности вопрос о соотношении полномочий судебной, законодательной и исполнительной власти по исполнению судебных решений по делам, возникающим из публичных правоотношений, как в целом, так и по отдельным категориям дел. Так, если суд установил незаконность акта, решения, действия (бездействия) органа публичной власти или должностного лица, то этого решения, вступившего в законную силу, должно быть достаточно для восстановления нарушенных прав в полном объеме органом, допустившим их нарушение.
Характеризуя свойства законной силы решения по делам, возникающим из публичных правоотношений, необходимо иметь в виду и такое свойство, как преюдициальность для суда, рассматривающего дело по возмещению убытков, морального и материального вреда, причиненного незаконными актами, решениями, действиями (бездействием) органов публичной власти или их должностными лицами, государственными или муниципальными служащими.