Статья 278. Действия судьи после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

1. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях.

2. После принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина.

3. Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются с участием прокурора.

Комментарий к статье 278 ГПК РФ

1. Подготовка дела к судебному разбирательству подчиняется общим правилам гражданского судопроизводства, поэтому судья руководствуется прежде всего ст. ст. 148, 149 ГПК. В связи с этим судья, подготавливая дело к судебному рассмотрению, должен действовать в соответствии с установленными законом задачами:

1) уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Практически речь идет об установлении предмета доказывания и уточнении входящих в него обстоятельств.

Предмет доказывания по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим охватывает установление следующих обстоятельств:

а) безвестное отсутствие гражданина. Это материально-правовое основание, установленное ГК для признания лица безвестно отсутствующим. Безвестное отсутствие слагается из группы фактов: установление места жительства гражданина; отсутствие гражданина в этом месте жительства; отсутствие в месте жительства гражданина сведений о месте его пребывания в течение одного года. При этом срок, установленный для признания лица безвестно отсутствующим, начинает течь со дня получения последних сведений о пропавшем. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - 1 января следующего года (ст. 42 ГК);

б) факты активной и пассивной легитимации - наличие правовой заинтересованности лица, подающего заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим, и наличие материально-правовых отношений между заявителем и гражданином, в отношении которого ставится вопрос о признании его безвестно отсутствующим. Поскольку от заявителя требуется указывать цель признания лица безвестно отсутствующим, то доказыванию подлежат факты, подтверждающие наличие соответствующих правовых отношений. Например, если заявление подано с целью последующего расторжения брака через органы загса, то необходимо установить наличие брачных отношений. Если заявление подано от имени банка, то установлению подлежит факт получения ссуды и т.д.;

в) принятие заявителем мер по розыску лица;

г) невозможность установления места нахождения данного гражданина;

д) наличие обстоятельств, дающих основание считать, что лицо может умышленно скрываться: находится в розыске, не желает выплачивать алименты или исполнять иные решения суда, других органов и проч.;

е) отсутствие спора о праве. По смыслу гражданского процессуального законодательства, если при рассмотрении дела особого производства возникает спор о праве, подведомственный судам, суд оставляет заявление без рассмотрения и разъясняет заинтересованным лицам, что они вправе предъявить иск на общих основаниях (ч. 3 ст. 263 ГПК). Вместе с тем в одном процессе невозможно рассмотреть признание гражданина безвестно отсутствующим и спор о праве. В любом случае сначала требуется признать гражданина безвестно отсутствующим, а затем рассматривать спор о праве. По этой причине при выявлении спора о праве суд сначала рассматривает дело о признании лица безвестно отсутствующим, а лишь затем в исковом порядке после предъявления иска решается вопрос о праве <1>.

--------------------------------
<1> См.: Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР (научно-практический) / Под ред. М.С. Шакарян. С. 547.

Предмет доказывания по делам об объявлении гражданина умершим можно подразделить на общий, характерный для объявления гражданина умершим при отсутствии исключительных обстоятельств, и специальный, когда эти исключительные обстоятельства присутствуют.

Общий предмет доказывания относится к делам, когда требуется установление отсутствия в месте жительства гражданина сведений о месте его пребывания в течение пяти лет. Этот предмет доказывания охватывает установление следующих обстоятельств:

а) установление последнего места жительства гражданина;

б) отсутствие в месте жительства гражданина сведений о месте его пребывания в течение пяти лет. При этом пятилетний срок, установленный законом для объявления гражданина умершим, исчисляется так же, как и по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим;

в) факты активной и пассивной легитимации - наличие правовой заинтересованности лица, подающего заявление об объявлении гражданина умершим, и наличие материально-правовых отношений между заявителем и гражданином, в отношении которого ставится вопрос об объявлении его умершим: прекращение брака, получение пенсии по случаю потери кормильца и проч. Поскольку от заявителя требуется указывать цель признания гражданина безвестно отсутствующим, то доказыванию подлежат факты, подтверждающие наличие соответствующих правовых отношений. Например, если заявление подано с целью последующего прекращения брака, то устанавливаются брачные отношения;

г) принятие заявителем мер по розыску лица;

д) невозможность установления места нахождения данного лица;

е) существование обстоятельств, дающих основание полагать, что лицо может умышленно скрываться: находится в розыске, не желает выплачивать алименты или исполнять иные решения суда, других органов и проч.;

ж) отсутствие спора о праве.

Специальный предмет доказывания относится к двум случаям объявления гражданина умершим:

а) если в месте жительства гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, нет сведений о его месте пребывания в течение шести месяцев. Здесь, помимо указанных выше обстоятельств, в предмет доказывания включаются факты, подтверждающие наличие обстоятельств, угрожающих смертью или дающих основание предполагать гибель лица от определенного несчастного случая. Обстоятельства, угрожающие смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, могут носить характер общеизвестных (наводнение, землетрясение, террористический акт и проч.), и тогда они не подлежат доказыванию. Однако подобные обстоятельства могут быть не признаны общеизвестными, и тогда их следует установить в суде. К тому же для данного случая установлен сокращенный временной отрезок - отсутствие гражданина в течение шести месяцев;

б) военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. В этом случае дополнительно в предмет доказывания включается установление факта нахождения на воинской службе для военнослужащего, нахождение гражданина в районе военных действий. Законом установлен срок - не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Факт военных действий и время их окончания, как правило, являются общеизвестными и поэтому не подлежат доказыванию. Однако, если суд не признал этот факт общеизвестным, он должен быть установлен в судебном разбирательстве;

2) определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон. Несмотря на то, что в особом производстве отсутствуют стороны, судья должен установить наличие правоотношений между заявителем и гражданином, в отношении которого ставится вопрос о признании без вести отсутствующим или об объявлении умершим. В связи с этим в законе указывается на необходимость определения цели установления правового положения граждан;

3) разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса. В качестве лиц, участвующих в деле, суд привлекает прокурора, а также орган опеки и попечительства. Суд вправе привлечь к участию в деле иных заинтересованных лиц, вызвать свидетелей и проч. Суд также должен определить заинтересованных лиц по делу <1>;

--------------------------------
<1> См., например: БВС РСФСР. 1971. N 8. С. 3.

4) представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле.

Необходимые доказательства по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим: а) справка о месте жительства гражданина; б) доказательства отсутствия гражданина в месте его жительства в течение одного года (свидетельские показания родственников, соседей, сослуживцев, друзей и проч., справки с места работы и т.д.); в) доказательства предпринятых мер по установлению места нахождения гражданина, в отношении которого ставится вопрос о признании его безвестно отсутствующим (ответы на запросы суда, справки из адресных столов и проч.); г) доказательства отсутствия сведений о другом месте жительства гражданина (ответы адресных столов и прочие сведения, подтверждающие (или опровергающие) отсутствие лица в течение одного года в месте его жительства); этими же доказательствами могут подтверждаться предпринятые заявителем меры по розыску данного гражданина; д) доказательства отсутствия или наличия умышленного поведения гражданина, скрывающегося от отбывания наказания, принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов; е) доказательства наличия правовой цели признания гражданина безвестно отсутствующим (например, если заявление подает супруг, то целью может быть расторжение брака в упрощенном порядке - в органах загса). Следовательно, доказательством является наличие свидетельства о браке. Если признание гражданина безвестно отсутствующим требуется для усыновления, то предъявляется свидетельство о рождении ребенка.

Необходимые доказательства по делам об объявлении гражданина умершим: а) справка с места жительства гражданина; б) доказательства отсутствия гражданина в месте его жительства в течение пяти лет (свидетельские показания родственников, соседей, сослуживцев, друзей и проч., справки с места работы и т.д.); в) доказательства предпринятых мер по установлению места нахождения гражданина, в отношении которого ставится вопрос об объявлении его умершим (ответы на запросы суда, справки из адресных столов и проч.); г) доказательства отсутствия сведений о другом месте жительства гражданина (ответы адресных столов и прочие сведения); д) доказательства отсутствия или наличия умышленного поведения гражданина, скрывающегося от отбывания наказания, принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов; е) извещение отдела загса об отсутствии актовой записи гражданского состояния о смерти лица; ж) доказательства наличия правовой цели признания гражданина безвестно отсутствующим. Например, если заявление подает супруг, то целью может быть прекращение брака, следовательно, доказательством является свидетельство о браке.

В тех случаях, когда имеет место специальный предмет доказывания и когда отдельные факты, входящие в него, не признаны общеизвестными, требуется представление соответствующих доказательств. Например, доказательством того, что военнослужащий или гражданин пропал без вести в связи с военными действиями, являются сообщения военкомата, командировочные удостоверения в район военных действий, свидетельские показания и проч. В любом случае необходимым доказательством является извещение военкомата о пропаже данного лица;

5) примирение сторон. Данное положение не относится к особому производству, поскольку в этом виде судопроизводства отсутствуют стороны, следовательно, суд не принимает меры к примирению сторон.

2. Комментируемая статья уточняет некоторые действия судьи в процессе подготовки дела к судебному разбирательству. Поскольку важным обстоятельством по делам как о признании гражданина безвестно отсутствующим, так и по объявлению гражданина умершим является установление факта отсутствия в течение установленного законом периода времени, то от судьи требуется выявить, кто может сообщить сведения об отсутствующем лице. Это могут быть родственники, супруг, сослуживцы, соседи. Данные о гражданине могут находиться в соответствующих организациях, в связи с чем суд наделяется правом направления запросов в жилищные органы по последнему известному месту жительства гражданина, по месту его работы, органы внутренних дел, воинские части. Суд направляет письменные запросы в соответствующие организации.

3. Гражданин, отсутствующий долгое время, может располагать имуществом, относительно последнего возможно назначение доверительного управления. В этом случае суд, установив наличие имущества у отсутствующего лица, в отношении которого возбуждено дело о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим, вправе предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина. По ранее действовавшему законодательству орган опеки и попечительства назначал опекуна для охраны имущества гражданина, признанного судом безвестно отсутствующим. В настоящее время назначается управляющий таким имуществом. Из смысла ч. 2 комментируемой статьи следует, что это право, но не обязанность суда. Инициировать вопрос о назначении доверительного управления имуществом могут и заинтересованные лица. Орган опеки и попечительства вправе назначить управляющего имуществом. Передача имущества в доверительное управление, а также само доверительное управление осуществляется по правилам, установленным в ГК (ст. 1012 - 1026).

4. Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются с обязательным участием прокурора. Прокурор извещается судом о времени и месте рассмотрения дела. В случае неявки прокурора дело подлежит отложению. Участие прокурора призвано гарантировать защиту прав и интересов гражданина, в отношении которого заявлено требование о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении умершим.

Другой комментарий к статье 278 ГПК РФ

1. По делам указанной категории проводится тщательная подготовка дела к судебному разбирательству (гл. 14 и ст. 278 ГПК), в ходе которой судья должен привлечь к участию в деле всех заинтересованных лиц. В зависимости от того, какую цель имеет обращение заявителя в суд, в качестве заинтересованных лиц могут привлекаться как физические лица, так и организации: пенсионные фонды, члены семьи заявителя, имеющие право на получение пенсии по случаю потери кормильца, если цель признания лица безвестно отсутствующим или объявления умершим состоит в назначении пенсии заявителю или его детям; другие наследники заявителя или финансовые органы; лица, имеющие право на получение содержания, если цель заключается в получении наследства или содержания из имущества безвестно отсутствующего. Непривлечение к участию в деле всех заинтересованных в исходе дела лиц и организаций является ошибочным.

Подготовка дела к судебному разбирательству имеет также целью собирание всех необходимых доказательств, свидетельствующих о действительном отсутствии гражданина в месте постоянного жительства. Поэтому в ходе подготовки дела судья выясняет, какие лица (родственники, сослуживцы и др.) могут сообщить сведения об отсутствующем гражданине, запрашивает соответствующие организации (органы внутренних дел, воинские части и др.) по последнему известному месту жительства и месту работы отсутствующего (ч. 1 ст. 278 ГПК).

Успешное решение этого вопроса возможно только при условии, что судья располагает достаточными сведениями о последнем известном месте жительства и месте работы гражданина, о круге его родственников, сослуживцев, партнеров по бизнесу и т.д. Все эти сведения должны быть указаны в заявлении или выявлены при опросе заявителя или его представителя по существу заявленных им требований (ч. 1 ст. 150 ГПК). Установив круг этих лиц и организаций, располагающих или могущих располагать сведениями о пропавшем гражданине, судья должен запросить их обо всех имеющихся у них сведениях. Суд не должен назначать дело к слушанию и рассматривать его по существу до тех пор, пока не получит из соответствующих мест и органов категорических ответов об отсутствии лица и о том, что его местопребывание неизвестно. Справка из органов внутренних дел о прекращении розыска не может быть принята судом как достоверное доказательство невозможности установления местонахождения отсутствующего лица. Между тем суды иногда при наличии такой справки не посылают никаких запросов и не исследуют других доказательств.

В тех случаях, когда гражданин, в отношении которого возбуждено дело об объявлении умершим, пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать гибель от определенного несчастного случая, суд должен истребовать в ходе подготовки дела документы, подтверждающие указанные обстоятельства, а в случае их отсутствия решить вопрос о вызове в судебное заседание свидетелей.

Для признания гражданина безвестно отсутствующим судье необходимо установить день получения последних сведений об отсутствующем. При невозможности это сделать началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за днем, когда были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности - 1 января следующего года. При этом день получения последних сведений о пропавшем может быть определен по дате обращения заинтересованных лиц в органы внутренних дел с заявлением о розыске пропавшего.

В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении следует указывать день окончания военных действий. Днем окончания военных действий следует называть только со ссылкой на официальное сообщение компетентных лиц: Президента РФ, Правительства РФ или Минобороны России - о прекращении соответствующих военных действий, например о прекращении операции по восстановлению конституционного порядка на территории Чечни. Указание на день окончания военных действий может быть признано судом общеизвестным фактом, не нуждающимся в доказывании (ч. 1 ст. 61 ГПК).

2. При наличии оснований (угроза расхищения, порча имущества) судья может предложить органам опеки и попечительства (но не обязать) назначить доверительного управляющего для охраны имущества отсутствующего гражданина (ч. 2 ст. 278 ГПК).

3. Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются с участием прокурора. Поэтому судья в ходе подготовки дела к судебному разбирательству обязан направить прокурору извещение о месте и времени судебного разбирательства.