(Утратила силу с 15 сентября 2015 года - Федеральный закон от 8 марта 2015 года N 23-ФЗ)
Комментарий к статье 252 ГПК РФ
1. Лицами, участвующими в деле об оспаривании нормативного правового акта, являются: 1) заявитель; 2) орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо, принявшие оспариваемые нормативные правовые акты; 3) прокурор.
Все лица, участвующие в деле, должны быть надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
Вопрос о последствиях неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, решается в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств дела. При решении вопроса об отложении разбирательства дела суд должен учитывать сокращенный срок рассмотрения дел данной категории, установленный ч. 2 комментируемой статьи.
2. На рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов не распространяется общий срок рассмотрения и разрешения гражданских дел в суде, поскольку комментируемой статьей установлен специальный срок. Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается в течение месяца со дня его подачи, в этот период включается и время на подготовку дела к судебному разбирательству, в необходимых случаях - на проведение предварительного судебного заседания, и время на рассмотрение и разрешение заявления в судебном заседании.
3. При рассмотрении дел о признании нормативного правового акта недействующим суд устанавливает факт противоречия (непротиворечия) оспариваемого нормативного правового акта федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, факта его законности возложена на орган, принявший нормативный правовой акт. Перераспределение обязанностей по доказыванию установлено в интересах более незащищенной стороны (заявителя). Заявитель должен доказать факт нарушения прав и свобод в результате принятия оспариваемого нормативного акта.
4. Публичный характер и общественное значение дел об оспаривании нормативных правовых актов приводят к ограничению действия принципа диспозитивности гражданского судопроизводства при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов: отказ заявителя от своего требования не обязателен для суда и не влечет за собой прекращение производства по делу. Признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда также необязательно и не влечет вынесение решения об удовлетворении заявленных требований. Суд в любом случае обязан проверить соответствие оспариваемого положения нормативного правового акта федеральным законам, иным нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой.
Другой комментарий к статье 252 ГПК РФ
1. Суд, приняв заявление об оспаривании нормативного правового акта к производству, обязан известить о времени и месте судебного заседания всех лиц, участвующих по данной категории дела.
К основным лицам, участвующим в деле, относятся: заинтересованное лицо, обратившееся в суд с таким заявлением (т.е. лица, указанные в ч. 1 и 2 ст. 251 ГПК), а также орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
2. Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части осуществляется в сокращенный срок. В отличие от искового производства, срок которого составляет два месяца, заявление об оспаривании нормативного правового акта должно быть рассмотрено судом в течение одного месяца со дня его подачи, включая подготовку дела к судебному разбирательству и заканчивая составлением мотивированного решения.
Исключением из правила является рассмотрение заявления о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части в ВС РФ. Срок рассмотрения заявления составляет три месяца.
Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, и прокурора.
В случае обращения прокурора в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта прокурор, участвующий в деле, пользуется процессуальными правами заявителя, выступает с объяснениями и поэтому не дает заключения по делу. Если прокурор не является заявителем, а вступает в процесс по делу о признании нормативного правового акта или его части недействующим на основании ч. 3 ст. 45 и ч. 2 ст. 252 ГПК, он участвует в судебном заседании и дает заключение (Постановление Пленума ВС РФ от 29.11.2007 N 48).
По общим правилам в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается (п. 2 ст. 167 ГПК). Тем не менее суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
3. Лицо, обратившееся в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, пользуется всеми правами, предусмотренными ст. 35 ГПК, а также специальными правами, указанными в п. 1 ст. 39 ГПК, а именно, заинтересованное лицо вправе отказаться от своего требования. В исковом производстве суд принимает отказ от иска, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц, и прекращает производство по делу. По делам о признании недействующим нормативного правового акта полностью или в части отказ лица от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу.
Суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта, который признан по решению органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявшего данный нормативный правовой акт, утратившим силу после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией, законами и иными нормативными правовыми актами (Определение КС РФ от 12.05.2005 N 244-О).
Принимая во внимание то, что производство по делу об оспаривании нормативного правового акта носит публичный характер и результаты его рассмотрения являются обязательными как для лиц, участвующих в рассмотрении данного дела, так и для лиц, не участвующих в нем, утверждение мирового соглашения по делам данной категории недопустимо.
Суд вправе не учитывать факт признания органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, требования, указанного в заявлении об оспаривании нормативного правового акта.